__ МАРКС И ВАРВАРСТВО БУРЖУАЗНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Московский литератор
 Номер 18, сентябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

МАРКС И ВАРВАРСТВО БУРЖУАЗНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

     
     Мысли Маркса о варварстве разбросаны по его работам, затрагивают многие стороны проблемы и отражают многочисленные противоречия, свойственные цивилизации или капитализму и таящие в себе, согласно его теории, возможности движения как в сторону деградации, так и в сторону прогресса (к коммунизму). Он упоминал о варварстве и в связи со стадией развития человечества, и в связи с вопросами "центр-периферия". Маркс пользовался термином "варварство" применительно к роли силы и жестокости в истории, и в особенности в истории капитализма (говоря о "варварстве внутри цивилизации") — имея в виду и классовую борьбу, и империализм. В работах, написанных в самом конце жизни, он использовал идею варварства как стадии в человеческом развитии, изложенную в работе Льюиса Генри Моргана. В своей книге "Древнее общество" (Ancient Society) Морган связывал низшее общество — варварство — с производством керамики, среднее варварское общество — с одомашниванием животных в Восточном полушарии, ирригацией и использованием в архитектуре необожженного кирпича и камня в Западном, а высшее варварство — с производством железа и изобретением фонетического алфавита. Многое из антропологической схемы Моргана, включая подхода к варварству как стадии между рабовладением и цивилизацией, было использовано Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (The Origin of the Family, Private Property and the State). Но в данный момент нас больше интересует использование Марксом и Энгельсом термина "варварство" применительно к цивилизации вообще, а не более специфический его антропологический аспект, который разрабатывал Морган.
     Маркс обращал внимание на то, что эксплуатация при капитализме часто происходит в самых варварских условиях и что это отражает хищническую природу буржуазной цивилизации. Говоря о деградации и загрязнении как особенностях жизни современного общества, Маркс писал в "Экономических и философских рукописях" 1844 года: "Происходит возврат к самым грубым способам (и орудиям) человеческого труда: так, например, ступальное колесо римских рабов стало орудием и средством существования для многих английских рабочих" . В своей речи о заработной плате в 1847 году Маркс метафорически назвал болезнью использование "ступального колеса" в современном капиталистическом производстве (и тюремной системе) и замечал, что ступальное колесо снова становилось принадлежностью цивилизации и что варварство возвращалось, уже взращенное внутри самой цивилизации.
     Для того чтобы понять значение этих слов Маркса, важно представить себе роль, которую ступальное колесо играло как средство запугивания и издевательства над рабочими, которых приговаривали к ней за самые разные проступки. Так, в 1818 году Уильям Куббит вновь ввел ступальное колесо в английских тюрьмах, и ее использовали, как писал в 1971 году журнал Scientific American, для "помола зерна или приведения в движение других машин. Каждый заключенный должен был за шесть часов взобраться по ступальному колесу по вертикали на высоту 8640 футов (2630 метров). Это было все равно что 16 раз подняться по лестнице памятника Вашингтону, затрачивая 20 минут на каждый подъем".
     Для Маркса возвращение ступального колеса символизировало аморальные безжалостные формы эксплуатации, которыми часто пользуется буржуазная цивилизация. Ступальное колесо было "проказой цивилизации", потому что подобно этой болезни разъедало тело и потому что проказа, которая поражала Европу в век средневекового варварства, служила метафорой возобновлению средневекового варварства в самом лоне буржуазной цивилизации. Точно так же в своих "Экономических рукописях" 1861-1863 годов Маркс цитировал отрывок из работы русского экономиста Хайнриха Фредерика фон Сторка, который писал про ухудшение условий труда и о подрыве здоровья наемных рабочих как следствии возвращения к варварству, которое зачастую сопровождает рост буржуазной цивилизации.
     Маркс также рассматривал варварство в смысле нахождения вне культуры цивилизации, оторванности от жизни городов и социальных и политических отношений. В этом свете он смотрел на французское крестьянство, которое сыграло реакционную роль, оказав поддержку бонапартизму, как на класс, представлявший собой "варварство внутри цивилизации". Периодический срыв экономического прогресса при капитализме с неизбежным вследствие этого ростом бедности и жизненных тягот сам по себе был своего рода регрессией, поэтому Маркс и Энгельс в Первой части "Коммунистического манифеста" назвали экономический кризис состоянием "внезапно наступившего варварства".
     Однако более глобально Маркс и Энгельс прибегали к понятию варварства, характеризуя отношения "центр-периферия" капиталистической мировой экономики. В своем похвальном слове буржуазии, составляющем большую долю первой части "Коммунистического манифеста", они напомнили, как буржуазия "сделала варварские и полуварварские страны зависимыми от цивилизованных, нации крестьян от наций буржуа, Восток от Запада". Точно так же они говорили о том, что "низкие цены на товары буржуазии это тяжелая артиллерия, пробивающая китайские стены и заставляющая капитулировать упрямую ненависть варваров". Маркс считал Россию, расположившуюся на полупериферии Европы, бастионом варварства, угрожающим революционным движениям на Западе.
     Но, критикуя колониализм, Марксу вскоре пришлось перенести понятие варварства на то, что "представляет собой современный капитализм… когда он придает миру собственное обличье, не прилагая при этом особых усилий". "Глубочайшее лицемерие и присущее буржуазной цивилизации варварство, — писал Маркс в статье "Будущие результаты британского правления в Индии, — предстают перед нашим взором в обнаженном виде, когда мы эту цивилизацию наблюдаем не у себя дома, где она принимает не респектабельную форму, а в колониях, где она выступает без всяких покровов"", — В более поздних работах Маркс, познакомившись с тем, что Майк Дэвис недавно назвал "викторианским холокостом", подвергает британский империализм в Индии еще более суровой критике: при империалистической экспроприации из Индии прибавочного продукта там царил всеобщий голод, индийцам рабочим выдавали голодную зарплату (Зарплата Темпла, которую в 1877 году выдавали рабочим, выполнявшим тяжелую работу в Мадрасе, Индия, обеспечивала калорийность питания ниже того, что нацисты в 1944 год давали работавшим на тяжелых работах заключенным работах в Бухенвальде). Маркс отмечал, что британская экспансия разоряла промышленность Индии, сеяла нищету и деградацию, превращая страну в производителя сельскохозяйственного сырья для Британии. Фактически, британский империализм был той разрушительной силой, которая уничтожала производительные силы Индии и не давала ей развиваться, даже когда создавала зачатки современной промышленности. Рассматривая "Генезис промышленного капитала" в "Капитале", том Первый, Маркс одобрительно цитировал "Колонизацию и христианство" Уильяма Хауитта: "Варварство и бесстыдные жестокости так называемых христианских рас, совершающиеся во всех частях света по отношениям ко всем народам, которые им удавалось поработить, превосходят все ужасы, совершавшиеся в любую историческую эпоху любой расой, какой бы она ни была дикой и невежественной, безжалостной и бесстыдной".
     Отличительная черта марксова подхода к истории состояла в том, что он видел ее по своей природе прогрессивной. С наибольшей силой и широтой его прогрессивность выражена в "Коммунистическом манифесте". Тем не менее в самом начале "Манифеста" Маркс и Энгельс, говоря о классовой борьбе, которая управляла историей всей существовавшей до этого цивилизации, отмечали, что "угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционной перестройкой всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов всего общества либо общей гибелью противоборствующих классов". За падением Римской империи, которая стала жертвой "общей гибели противоборствующих классов" (и варварства внутри и во вне), на Западе последовал длительный период средневекового варварства. Ни Маркс, ни Энгельс никогда не допускали недооценки роли силы в истории или ее регрессивного влияния. Поэтому история может двигаться вперед к социализму или назад к варварству — или, что еще хуже, способствовать более системной, откровенной в своих империалистических отношениях капиталистической форме варварства.
     Марксов анализ нанесенного капитализмом разрушения экологии — метаболического рифта — сам по себе указывал на возможность исторической регрессии, поскольку разрывы в природных системах вызывали кризис окружающей среды. Истощая почву и загрязняя города разного рода выбросами, капитализм подрывал материальные условия существования человеческой расы. Все цивилизации, отмечал Маркс, оставляли после себя пустыни. В том же отрывке из "Экономических и философских рукописей 1844 года", где он упоминал введение ступального колеса, Маркс также говорил о загрязнении окружающей среды в промышленных городах Британии и экологическом опустошении, которые причиняет капитализм:
     "Утонченность потребностей и средств для их удовлетворения, имеющая место на одной стороне, порождает на другой стороне скотское одичание, полнейшее, грубое, абстрактное упрощение потребностей или, лучше сказать, только производит самое себя в своем противоположном значении. Человек поселяется снова в пещере, которая ныне, однако, отравлена удушливым чумным дыханием цивилизации… Свет, воздух и т.д., простейшая, присущая даже животным чистоплотность перестает быть потребностью человека. Грязь — это признак человека опустившегося, загнивающего, нечистоты (в буквальном смысле этого слова) цивилизации становятся для него жизненным элементом".
     Энгельс писал в "Роли труда в процессе превращения обезьяны в человека" о том, как человек разрушает природное окружение и подрывает саму цивилизацию, которая его же и породила. Люди, отмечал он в своих экологических заметках, подняли температуру Земли в регионах, где интенсивно сводились леса. Все это никак не согласуется с разумным взглядом на мир, который, скорее, должен задумываться над тем, чтобы порожденное цивилизацией варварство не стало еще одной линией эволюции.