Николай Работяжев __ ОДИН В ПОЛЕ И ТОТ ВОИН
Московский литератор
 Номер 19, октябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Николай Работяжев
ОДИН В ПОЛЕ И ТОТ ВОИН

     
     Валерий ИВАНОВ-ТАГАНСКИЙ. “Грязь к алмазам не пристаёт”. — М., "Московские учебники и Картолитография", 2007.
     
     ДИЛОГИЯ ВАЛЕРИЯ ИВАНОВА-ТАГАНСКОГО "Семя Oтечества" и "Грязь к алмазам не пристает" с самого начала захватывает читателя и не отпускает его до последней страницы. И дело здесь не только в умелом "закручивании" главной интриги и почти детективном сюжете. Гораздо существеннее то, что автор вместе со своим главным героем ищет выход из тупика, в котором оказалась Россия, а за увлекательной внешней канвой обоих романов таится еще один, более глубокий план повествования — символический, историософский, метафизический…
     Действие "Семени Отечества" разворачивается в самом конце 1990-х годов. Русский журналист Вадим Марков, живущий в Латвии, неожиданно для себя оказывается в эпицентре загадочной криминально-политической истории. Марков вынужден покинуть Латвию. Начинается его "бег" по Болгарии, Югославии, Германии… Пройдя через целый ряд испытаний, Марков, подобно фольклорному герою, полностью преображается и внешне, и внутренне, он обретает новый духовный стержень и новую внешность.
     В романе "Грязь к алмазам не пристает" происходит дальнейшее развитие сюжетных линий "Семени Отечества". Автор переносит нас в последние месяцы 1999 года. Марков, изменивший и внешность, и имя (теперь он — бизнесмен Вениамин Квитовский), возвращается в Россию и здесь продолжает борьбу со своими преследователями. Одновременно он вынужден вступить в бой с коррумпированной бюрократией, заговором "либеральных младореформаторов" и, наконец, террористами… Судьба постоянно ставит Маркова в такие ситуации, из которых, казалось бы, нет выхода. Однако мужество, оптимизм и вера в людей позволяют ему с честью выйти из всех испытаний. В конце концов он опять становится самим собой — Вадимом Марковым. Такова вкратце фабула книги.
     Но дилогия "Семя Отечества" и "Грязь к алмазам не пристает" — не столько политический детектив, сколько попытка найти современный ответ на вечные русские вопросы. Как и многие из тех, с кем его сводит судьба в Латвии, Болгарии, Югославии, Германии и, конечно, в России, Марков ищет не только смысл собственного существования, но и пытается осмыслить исторические судьбы своей Родины и русского народа, Из этих напряженных поисков вырастают диалоги высокого накала, играющие в дилогии столь же важную роль, что и в романах Достоевского. Постоянная нравственная рефлексия, мучительные духовные искания героев напоминают нам о традициях русской классической литературы. Герои дилогии снова и снова возвращаются к обсуждению извечных вопросов — в чем призвание России в мире? Что значит быть русским? В чем причины русской Голгофы XX века? Какая идея способна поднять Россию с колен? И, наконец, что делать?
     Некоторые из героев книги не видят выхода. Миллионы брошенных в "ближнем зарубежье" соотечественников, разруха в российской провинции, разгул коррупции и казнокрадства, вырождение молодого поколения, экспансия чужеродной масс-культуры, униженное положение национальной интеллигенции не слишком предрасполагают к оптимизму. Сын Маркова Кирилл называет (и с достаточным основанием) Россию конца 90-х годов самой социально-несправедливой страной в мире… И что особенно страшно — в России, как проницательно замечает Кирилл, установился не просто бандитский капитализм, здесь идет "более сложный и продуманный процесс, цель которого — уменьшение популяции приличных людей". Действительно, трудно не заметить, что в 90-е годы в нашей стране произошла своеобразная антропологическая мутация.
     А население страны меж тем погружено в глубокую социальную апатию… Русский народ "оказался, к сожалению, неспособен к самоорганизации, склонен к покорности и чрезвычайно удобен для нового эксперимента, задуманного не им самим и начатого сверху и извне", — констатирует Марков. "Потеря пассионарности, воли к жизни немыслимая", — отмечает один из персонажей "Семени Отечества", канадский профессор болгарского происхождения. А во втором романе ветеран войны говорит даже о том, что "уничтожит нашу страну не американец, а собственное равнодушие и трусость".
     
     ТАК ГДЕ ЖЕ ВЫХОД, СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОН ВООБЩЕ? Романы В.Иванова-Таганского убеждают нас: выход есть!
     Профессор из Канады (несомненно, здесь он выражает точку зрения автора) убежден, что преодоление нынешнего кризиса возможно лишь "на основе внутреннего национального характера, а не чужой идеологии". Но какая национальная идея способна возродить Россию? На многих страницах книги идут споры о существе этой новой идеологии.
     Никакая из импортированных идеологий не выведет Россию из кризиса, — к такому выводу вместе с Марковым приходит читатель. Россия должна прежде всего стать самой собой, вернуться к себе и не заимствовать больше в чужих краях рецепты чикагских экономистов. Нам надо найти опору в отечественной истории и национальной культуре, заветах русской классической литературы и русской философии. В ходе длительных исканий Марков обретает эту новую национальную идеологию, которую можно с определенной долей условности охарактеризовать как либеральный консерватизм. Иными словами, это — просвещенный патриотизм, уважающий личное достоинство и свободу человека. Устремленный в будущее, но хранящий связь с историческими заветами Российской цивилизации… И еще очень важно, несмотря ни на что, не терять веры в творческий потенциал нации.
     В чем надежда России? Дилогия указывает несколько ключевых направлений русского возрождения. Первое и важнейшее из них — активная государственная забота о судьбе молодого поколения и возрождение русской школы. "А задача у нас одна — выстоять! — так формулирует Марков свое жизненную установку. — Дождаться притока свежих сил. Главное — выстоять! На подходе новое поколение… Ради него надо работать. Ему надо помочь". Герой дилогии убежден: "Молодое поколение, наша смена — это единственная надежда и спасение". Ведь именно из нынешней молодежи выйдут те, кто будет управлять страной в недалеком будущем. И если ее жизнь начинается "с огромного пивного живота и одной извилины в голове", то будущее России весьма незавидно… Поэтому забота о физическом и духовном здоровье подрастающего поколения, его воспитании и образовании является делом государственной важности. Недаром в "Семени Отечества" цитируются слова Петра Первого: "Учение доброе и основательное есть всякой пользы Отечества аки семя, корень и основание" (очевидна перекличка с заглавием романа).
     А мужество, с каким юные кадеты защищали гидроэлектростанцию от нападения террористов, укрепляет веру Маркова в то, что у России есть будущее: "…Разве эти маленькие герои-кадеты, спасатели громадной, строящейся когда-то всей страной, гидроэлектростанции, не свидетельство того, что стартует новое поколение и что семя Отечества не оскудело и не перевелось? Это поколение потянулось к слову, оно быстро подрастает, умнеет, начинает понимать, что с нами происходит, а теперь научилось еще и защищаться. А что, если они и есть новое возрождение России?!"
     
     НАДЕЖДА ЗАКЛЮЧЕНА И В ЧЕСТНЫХ и компетентных чиновниках, сохранившихся в России несмотря на разложение и коррупцию 90-х годов. Чиновником такого склада является "государственный человек" Лев Радов, с которым Марков знакомится вначале в Болгарии, а затем вновь встречается в Москве, и который поддерживает Маркова в самые критические минуты.
     Радов — своего рода идеалист-государственник, наделенный сильным характером, "с устоявшимися ценностями, волей в достижении их и личным бесстрашием". Он воплощает в себе носителя черт подлинной элиты государства (а не псевдоэлиты, как многие представители его сословия), а кроме этого, он просто очень симпатичный человек. Его жизненное кредо — "давайте научимся не исключать из жизни, дел и общения… сердце, совесть и веру, и будем работать по возможности на пользу и людям, и отечеству, и конкретным делам". "До тех пор, пока есть такие, как Радов, — не все потеряно!" — с этой мыслью Вадима Маркова нельзя не согласиться. Очевидно, что возрождение нашей страны немыслимо без квалифицированной и честной бюрократии, которой присущи не только профессионализм и компетентность, но и такие качества Радова, как "пленительная мечта, совесть и человечность".
     Будущее России напрямую зависит от воспитания в народе нового русского национального характера, сочетающего высокую духовность с волевыми качествами. "Русским всегда не хватало Штольцев", — замечает Марков… Исторически сложилось так, что в России обычно ждали избавления от всех зол "сверху", от государства. Вечна, писал Федор Абрамов, наша надежда "на строгого и справедливого начальника, который откуда-то приедет и наведет наконец порядок". Подобная надежда, кстати, — замечательное оправдание для собственного бездействия…
     Но, как весьма верно заметил Радов, "на блюдечке ничего не дается". Будущее России зависит только от нас самих, и оно будет именно таким, каким мы сами его сделаем. И начинать действовать надо с себя. Еще Софокл знал: "Не помогает счастье нерадивым". Нужно делать свое дело, ничего не бояться и не терять надежды. "Мы ушли от целеполагания. А делать надо дело, и лучше — дело жизни", — в этих словах российского дипломата из романа "Грязь к алмазам не пристает" выражена одна из важнейших идей дилогии.
     Вадим Марков — рыцарь и романтик по своему духовному складу, он является воплощением романтизма волевого, действенного. А его мужественная и упорная борьба с силами зла показывает, что целеустремленного и активного человека обстоятельства не могут сломить. "Для бесстрашной натуры безвыходных обстоятельств нет", — убежден герой книги. Судьба Маркова лишний раз подтверждает правоту слов русского философа Ивана Ильина: "Один в поле и тот воин".
     "Семя Отечества" и "Грязь к алмазам не пристает" подводят читателя к выводу, что даже один человек, рассчитывающий только на свои силы, может сделать не так уж мало. Более того, в борьбе он обретет друзей и единомышленников. Дилогия Иванова-Таганского — апофеоз действия, воли, целеустремленности (которых русским ныне так не хватает). Она показывает, что сочетание русских духовных устремлений с волевым началом может поистине творить чудеса. Между тем, обустроить наш Русский Дом могут именно — и только! — такие волевые романтики, как Марков. Как хочется, чтобы время Марковых наконец пришло, и люди, подобные ему, встречались чаще — и не только на страницах романов…
     Обратим внимание еще на одно обстоятельство. Марков активно противостоит злу, но сражается не за свои (или не только за свои) личные интересы — он неизменно хочет помочь другим. Как любимый герой русского эпоса Илья Муромец, Марков всегда защищает слабых, а большие деньги, столь неожиданно пришедшие к нему, тратит на благородные цели. И именно это позволяет ему выстоять во всех передрягах — ведь, как говорит русская пословица, кто доброе творит, того зло не вредит. "Каждый должен стремиться к спасению всех и всего", — так формулирует Марков свой основной жизненный принцип. Его сын Кирилл говорит о том же самом: тянись к людям, не жалей для них рук — и у тебя все получится. "Спасающий спасется", — извилистые повороты судьбы Маркова как нельзя лучше подтверждают эту мысль Владимира Соловьева.
     
     …В КОНЦЕ 1970-Х ГОДОВ ФЕДОР АБРАМОВ записал в дневнике: "Душа художника — самый тонкий и самый чуткий сейсмограф на свете. Она предчувствует и предсказывает то, что уму ученого открывается только впоследствии…".
     В романах "Семя Отечества" и "Грязь к алмазам не пристает" Валерий Иванов-Таганский сделал то, чего мы так и не дождались от политиков и обществоведов, долго и безуспешно искавших национальную идею. Он дал свою трактовку Русской идеи начала XXI века, набросал проект обустройства Русского Дома и нащупал те "точки роста", с которых может начаться российское возрождение. И надо сказать, что в некоторых сферах бытия художник разглядел не меньше, а то и больше, чем штатные политологи — ведь "поэт в России больше, чем поэт"…
     Дилогию можно охарактеризовать и как книгу-предчувствие. Повествование проникнуто предощущением волевого рывка, прорыва, который должна совершить Российская цивилизация.
     Что было дано предугадать героям романов Иванова-Таганского, а что нет — на этот вопрос может дать ответ лишь время. Сегодня же очевидно лишь одно: дилогия "Семя Отечества" и "Грязь к алмазам не пристает" — хороший подарок для тех, кто ждет от литературы не пустой развлекательности или постмодернистских игр, а серьезного разговора о серьезных вещах.