Дмитрий Аграновский __ БЕСЧЕСТНЫЕ ОБЕЩАНИЯ
Московский литератор
 Номер 22, ноябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Дмитрий Аграновский
БЕСЧЕСТНЫЕ ОБЕЩАНИЯ

     
     4 ОКТЯБРЯ В РОССИЙСКИЙ ПРОКАТ вышла картина Дэвида Кроненберга "Eastern Promises", что дословно можно перевести как "Восточные обещания". В России фильм идет под названием "Порок на экспорт", что, к сожалению, гораздо лучше отражает его содержание. Возможно, кому-то такое название даже покажется романтичным. Скажу сразу — никакой романтики в фильме нет и в помине. Критики характеризует его как "бескомпромиссный триллер". И это весьма слабая характеристика — картина настолько натуралистичная и жестокая, настолько темная и беспросветная, что я ни в коем случае не возьму на себя смелость рекомендовать его к просмотру. Я бы назвал этот фильм самой настоящей трагедией. Признаться честно, в современных западных фильмах, предназначенных для широкого проката, редко встретишь столь откровенную и натуральную жестокость — видимо, срабатывает цензура и самоцензура, охранительные механизмы общества, а морем разливанная "свобода" остается для слаборазвитых стран, приучаемых "новыми колонизаторами" к "общечеловеческим" ценностям.
     Тем не менее, едва успев выйти, фильм получил первое место на фестивале в Торонто, номинируется на "Оскара", а все те же критики называют его "лучшим фильмом Кроненберга". И думаю, заслуженно, поскольку "Порок на экспорт" действительно сделан на самом высоком уровне и задействован в нем целый ансамбль актеров первой величины.
     Для нашего зрителя фильм будет интересен вдвойне, поскольку все основные действующие лица фильма — русские или выходцы, как сейчас принято говорить из "бывшего СССР".
     Действие происходит в Лондоне, но не в том, который мы привыкли видеть в светской хронике и репортажах из жизни олигархов. Лондон у Кроненберга выглядит довольно бедно и весьма мрачно. Время действия приходится то ли на позднюю осень, то ли на лондонскую зиму, что только прибавляет мрачности.
     В родильное отделение одной из лондонских больниц поступает 14-летняя русская девушка без документов. Еще до поступления она потеряла сознание и потому установить ее личность затруднительно. Роды принимает русская акушерка Анна Хитрова (Наоми Уотс, "звезда" последней версии "Кинг-Конга). Семья Анны — ее мать и дядя — проживает в Лондоне довольно давно. В Лондоне уже успел умереть и ее отец, от него остался мотоцикл "Урал", на котором разъезжает главная героиня. И в этом нет ни тени юмора — в фильме вообще нет ничего похожего даже на малейший юмор. О том, как семья Хитровых оказалась в Лондоне, в фильме ничего не говорится. Девушка при родах умирает, а Анна находит в ее вещах дневник. Вместе с дядей они расшифровывают его, и оказывается, что это совершенно страшный документ.
     Тут надо сделать небольшое отступление. Самое распространенный штамп в прессе — это что фильм "Порок на экспорт" повествует о "русской мафии". Действительно, русская организованная преступность в фильме присутствует. Фильм начинается с очень натуралистической сцены, как "вору в законе" по кличке "Сойка" — эдакому лондонскому "новому русскому" перерезают горло. Горло в фильме будут перерезать еще неоднократно, однако, в наше время подобными сценами никого не удивишь. Российское телевидение показывает их пачками, невзирая на время суток. Современный российский кинематограф (язык не поворачивается назвать его "нашим") по части натурализма и жестокости далеко перещеголял западные образцы, но российские режиссеры как-то стыдливо стараются перенести действие в Советское время — как, например, Федор Бондарчук в "9 роте" или Алексей Балобанов в "Грузе 200". И это понятно — вдруг начальству не понравится, а оно сейчас стало строгим. Действие фильма Кроненберга происходит в самое что ни на есть наше время и у зрителя не остается ни малейших иллюзий о том, как творческой группой фильма воспринимается современная российская действительность. Поэтому можно сказать, что "Порок на экспорт" фильм не о "русской мафии", а о русской жизни — разумеется, в восприятии западных кинематографистов.
     Девушка, которую звали Татьяна, со свойственной своему возрасту откровенностью описывает свою жизнь с тех пор, как ей пришла мысль уехать из России и почти до самой смерти.
     Первая запись: "Я живу в маленьком шахтерском городке около Новокузнецка. Мой отец погиб на шахте. Он был похоронен заживо. Мы все здесь похоронены заживо в этой глуши." Правда, знакомая картина?
     Дальше: "Из Лондона приехал мой друг. Оказывается, существует целый мир, города, живущие весело и счастливо. Он приглашает меня ехать с ним. В Лондоне мне нужно будет петь." Тоже знакомо. Это как раз к Татьяне относится английское название фильма — "Восточные обещания". Красивые и несбыточные. В известном смысле, судьба нашей страны чем-то напоминает судьбу Татьяны. Нам тоже много чего обещали. А что получилось?
     Татьяна с "другом" едет в Лондон, разумеется, нелегально — а кто выпустит подростка легально? То, что с ней происходит дальше, представить, увы, совсем нетрудно. Вывезти несовершеннолетнюю девушку, практически ребенка, из страны не составило труда. Как видно из дневника, по приезду в Лондон Татьяна попала в руки организованной преступности, возглавляемой "ворами в законе" — выходцами из России, Украины, Грузии. Ей, на момент выезда из России еще невинной девушке (простите за подробность, но из песни слова не выкинешь), пришлось заниматься проституцией, а для покорности Татьяну сначала посадили на героин, а потом изнасиловали — такой же участи подверглись и все ее подруги по несчастью — наивные девушки из малых городов "бывшего СССР". К сожалению, все подобные сцены также сняты с предельным натурализмом и жестокостью. "А вот этот ящик бренди я выменял на грузинскую девочку", — говорит один из "воров" другому.
     В дневнике Анна находит визитную карточку русского ресторана "Транссибирский экспресс" и через него пытается найти родственников новорожденной — ведь если родственники не найдутся, девочку просто отправят в приют. Владелец ресторана — милейший, обаятельнейший и довольно пожилой Семен (Армин Мюллер-Шталь). На первый взгляд никогда не скажешь, что он способен причинить кому-то вред. Однако Семен — "вор в законе", а ресторан — лишь прикрытие для бизнеса, лежащего далеко за рамками закона — торговли несовершеннолетними, наркотиками и оружием. В дневнике Татьяны подробно описано, как Семен изнасиловал ее, и в результате изнасилования она забеременела, поэтому для Анны и ее семьи дневник представляет прямую угрозу.
     Семен приказывает своему подручному — уголовному авторитету Николаю Лужину (Вигго Мортенсен, "Властелины колец"). Николай вообще специалист по особым поручениям. Официально он шофер сына Семена — Кирилла (Венсан Кассель, "13 друзей Оушена"), тоже вора в законе, пьяницы и наркомана. Это как раз Кирилл заказал "Сойку", с убийства которого начинается фильм, а Николай впоследствии, чтобы затруднить опознание, отрезает трупу пальцы и вырывает зубы. При этом он советует всем присутствующим покинуть помещение, все действующие лица уходят, а мы, зрители, остаемся один на один с этой сценой, показанной крупным планом. Признаться, в этот момент я искренне пожалел зрителей, особенно женщин, находящихся в зале.
     Много чего еще показано в фильме — и сцена коронования Николая в "воры в законе", и русская мафия, и украинская, и чеченская мафия, совсем уж беспредельная, даже на фоне первых двух — все нашли приют в гостеприимном Лондоне. Концовку фильма я просто не буду описывать, чтобы не травмировать читателя. А вот ближе к концу выясняется, что "авторитет", а теперь и "вор в законе" Николай, оказывается, внедренный в преступный мир сотрудник спецслужб, а его внедрение — часть операции, цель которой — подобраться к одному живущему в Лондоне богатому эмигранту. Правда, другие подробности операции не сообщаются.
     Причем, самое ужасное, у меня сложилось впечатление, что никто не хотел нас обидеть специально — фильм снят западными кинематографистами для западного зрителя. Просто они действительно нас такими видят. Даже жалеют, что ли. Что, честно говоря, неприятно вдвойне.
     Я вспомнил другой американский блокбастер — "Враг у ворот" о знаменитом Советском снайпере Иване Зайцеве. По поводу этого фильма в свое время было сломано немало копий и совершенно справедливо. В фильме очень много исторических неточностей, откровенных глупостей, а порой и просто оскорблений, но сам образ русского Героя Ивана Зайцева был показан с величайшим уважением. И вроде было это "тоталитарное Советское прошлое", а сейчас "демократическое" настоящее, а уважения не видно. И вроде приобщились мы к "общечеловеческим" ценностям и наша мафия не менее мафиозна, чем любая другая — действительно, в принципе такой фильм мог быть снят и про другую мафию, возможно русская более на слуху, а сочетание "русская мафия" и "Лондон" беспроигрышно в коммерческом отношении.
     Причина, на мой взгляд, проста — Запад вообще и особенно американцы, любят, уважают и понимают победителей и ни в грош не ставят побежденных, пусть даже побежденных ими. Поэтому и уважали СССР и с презрением смотрят на сегодняшнюю Россию, не хотят видеть в ней ничего, кроме бедности и "воров в законе".
     После просмотра фильма мне было так обидно и больно за страну! И не просто за Державу, а именно за простых людей, которых фактически предало родное государство. Страна осталась Родиной, но государство перестало быть Отечеством. Как раз в эти дни мы отмечаем 30 лет Советской Конституции. Увы, за прошедшие 30 лет страна прошла длинный и трагический путь. И особенно это заметно, когда сталкиваешься со взглядом со стороны. Представьте себе, разве возможно было бы хоть что-то подобное в 1977 году? Разве могли тогда наши несовершеннолетние девушки оказаться в роли проституток в Лондоне? Даже представить себе такое было невозможно. Или сходку "воров в законе" на огромных черных машинах в том же Лондоне? Помнится, собирались они совсем в других местах.
     
     В том, что фильм вышел российский в прокат именно 4 октября, в день, когда 14 лет назад рухнули многие иллюзии, навеянные несбыточными обещаниями, есть, на мой взгляд свой, почти мистический смысл. Каждому времени свой Закон. Каждому времени — свой экспорт. Когда-то нас упрекали в "экспорте" революции. Теперь основные статьи российского экспорта — нефть, бедность и порок. Кому что нравится больше?