Александр Алиев __ «ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ...» На земле Волоколамской
Московский литератор
 Номер 22, ноябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ...» На земле Волоколамской

     
     В ПОЭМЕ А. ПУШКИНА "ПОЛТАВА" есть упоминание о гетмане Правобережной Украины Петре Дорофеевиче Дорошенко. Известно также, что Александр Сергеевич хотел впоследствии написать о нем большое произведение. Чем же объясняется столь пристальный интерес поэта к этой выдающейся и вместе с тем противоречивой личности? А очень просто. Дорошенко был предком супруги Пушкина — Наталии Николаевны. Эти сведения послужат нам отправной точкой для путешествия в один из живописнейших подмосковных уголков, которое мы и предлагаем совершить читателям.
      В 1684 году, после перехода гетмана на русскую службу, правительница Софья Алексеевна пожаловала ему село Ярополец (Ерополчь, Ярополч) со всеми окрестными деревнями, недалеко от Волоколамска. Название села весьма старинное, известное по летописям с XII века — народное предание производит его от "ярого поля", в древности отведенного для содержания псарни. Сохранились известия, что здесь любил охотиться сам царь Алексей Михайлович. Но, вероятнее всего, название восходит к Ярополку Владимировичу, имевшему в сих местах укрепленный пункт. Этот Ярополк был сыном Великого князя Киевского Владимира Мономаха. Так получилось, что уже в начале XVIII столетия ярополецкие земли были разделены пополам. Одна часть перешла к графскому роду Чернышевых. Другая же оставалась во владении потомков Дорошенко — Загряжских и Гончаровых — вплоть до революции. (Оба поместья с одинаковыми названиями разделяла всего полуверста.) Матушка Н. Гончаровой — Наталия Ивановна, урожденная Загряжская, почти всю жизнь провела в Яропольце.
     …Дворянская усадебная культура — явление уникальное во всех отношениях. Расцвет ее был не слишком долгим — всего несколько десятилетий. К началу позапрошлого века лишь 2-3 % стотысячного российского дворянства могли позволить себе загородные имения, отличающиеся от крестьянской избы и демонстрирующие элитарный быт помещика. Но вот эти 2-3 тысячи "родовых гнезд" и создали феномен усадебной культуры, навсегда слив свои классические очертания с отечественным ландшафтом. Можно смело утверждать, что вся культура России XIX столетия выросла из эстетики дворянской усадьбы.
     Гончаровская вотчина расположена на высоком правом берегу реки Ламы, среди старинного липового парка. За низкой оградой из кирпича с монументальными въездными "готическими" башнями — первый двор, где находится величественная белокаменная церковь Св. Иоанна Предтечи с двухъярусной колокольней, увенчанной шпилем (1755 год). А далее, через вторые ворота мы попадаем на парадный "красный" двор, или, курдонер. Его аллея предназначалась когда-то для разворота карет перед крыльцом. Главный усадебный дом соединен крытыми галереями с двумя флигелями. По другую сторону двора — здания конюшни и каретника, украшением коих служат опять-таки зубчатые башни в готическом стиле. Если мы взглянем на усадьбу с высоты птичьего полета, то увидим, что все эти сооружения как раз образуют правильный овал курдонера. А за пределами его находятся корпуса ткацких мастерских и дом управляющего.
      Неотлемемой частью имения является парк с его великолепного рисунка решеткой, с романтическими аллеями и заросшим прудом. Берегом Ламы можно пройти до часовни, поставленной в 1838 году над захоронением гетмана Дорошенко.
      Весь комплекс Яропольца Гончаровых (за исключением, напомним, Иоанно-Предтеченского храма) возведен в 1780-х годах и оформлен единообразно: пурпурная "помпейская" окраска стен и белые детали. Последние включают в себя колонны с пышными коринфскими капителями, декоративные глухие арки и вазы, наличники окон, разделку башен. Такое необычное для XVIII века сочетание классицизма и псевдоготики, такая необычная цветовая гамма дают основания предположить, что автором проекта Яропольца был если не сам М. Казаков, то, во всяком случае, зодчий его круга. Последние архивные изыскания вроде бы выявили имя архитектора И. Еготова.
     Наталия Ивановна Гончарова стала полновластной хозяйкой имения в 1823 году. Ее младшая дочь, выйдя замуж за Пушкина, часто и подолгу гостила с детьми у матери. Что касается самого поэта, то известно — его отношения с тещей никогда не были особенно теплыми. Несколько раз между ними случались крупные размолвки. Кроме того, в 1830-е годы Наталия Ивановна сильно опустилась, начала пить и, поговаривали, близко сошлась с ярополецким управляющим. Вполне естественно, что Александр Сергеевич старался поменьше общаться с этой своей родственницей. И Ярополец он посетил лишь дважды.
     
     ПЕРВЫЙ ПРИЕЗД ПУШКИНА СЮДА ИМЕЛ МЕСТО 23 августа 1833 года. Поэт направлялся тогда на Волгу и Урал собирать материалы о пугачевском бунте. В усадьбе его интересовали, прежде всего, местные "достопамятности". Он посетил могилу гетмана Дорошенко, попенял шурину Ивану Николаевичу, что за той нет надлежащего ухода ("… родичей надо почитать"), отобрал в старой библиотеке нужные ему для работы книги... Через два дня поэт пустился в дальнейшую дорогу. Супруге своей он, между прочим, сообщал: " В Ярополец приехал я в середу поздно. Наталия Ивановна приняла меня как нельзя лучше. Я нашел ее здоровою, хотя подле нее лежала палка, без которой далеко ходить не может. Я нашел в доме старую библиотеку, и Нат. Ив. позволила мне выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен".
      Вторично усадьба увидела Александра Сергеевича поздней осенью 1834 года. Возвращаясь из нижегородского Болдина, он заехал 9 или 10 октября к Наталии Ивановне. Цель его визита доподлинно неизвестна. Скорее всего, это связано с предстоящим переездом барышень Гончаровых — Екатерины и Александры — в Петербург. Но вот еще кое-что. "Он пробыл у меня один день, я ему очень обязана за внимание… При проезде Пушкина через Ярополец, мы с ним вместе были у Чернышевых, все с тем же добрым намерением продвинуть твое дело, но не решились ничего сказать по этому поводу", — писала Наталия Ивановна старшему сыну Дмитрию.
     Что имелось в виду? Дмитрий Николаевич тогда настойчиво сватался к одной из дочерей графов Чернышевых. Наталия Ивановна, очевидно, надеялась, что родство Гончаровых с прославленным поэтом повлияет на благоприятный ответ. Не вышло…
     
     ГОНЧАРОВЫ БЕРЕЖНО ХРАНИЛИ РЕЛИКВИИ, связанные с Пушкиным. В том числе, комнату, где останавливался поэт. Она стала своеобразным музеем, который оставался в неизменном виде даже после того, как в первые послереволюционные годы все остальные интерьеры были переделаны под школу.
     Во время Великой отечественной войны Ярополец жестоко пострадал. Немцы превратили великолепный архитектурно-парковый ансамбль в руины. Однако в 1950-х годах, когда бывшая гончаровская вотчина стала базой отдыха Московского авиационного института (МАИ), студенты и преподаватели этого учебного заведения восстановили ее. И Пушкинская комната засияла в прежнем блеске. Кстати, ее стены расписаны "романтическими" пейзажами, что очень нравилось поэту. Сейчас в этой комнате проходят научные конференции, литературные и музыкальные вечера, отмечаются памятные пушкинские даты. А вот единственная сохранившаяся ярополецкая вещь, которая помнит Александра Сергеевича — резной стол — находится в народном краеведческом музее, созданном в одноименном селе.
      Нельзя не упомянуть о том, что Ярополец "участвовал" в съемках фильма по повести Пушкина "Барышня-крестьянка" (1995 год). Он изображал здесь имение Берестовых. Снималась тут также лента "Очарованный странник" — по Н. Лескову.
     Полная реставрация этой заповедной жемчужины Подмосковья была завершена в июне 1999 года, к 200-летию со дня рождения великого поэта. И так отрадно, что усадьба имеет теперь достойный вид. Ведь контраст с бывшей вотчиной Чернышевых просто поразительный.
     Тот Ярополец тоже был когда-то роскошным имением с настоящим дворцом, двухкупольной церковью Казанской Божией Матери, пейзажным парком, в котором "водились" оранжереи, увеселительные павильоны, статуи и обелиски… Президент военной коллегии, московский главнокомандующий генерал-фельдмаршал граф Захар Григорьевич Чернышев привлек к созданию комплекса лучших столичных архитекторов, в том числе, В. Баженова и М. Казакова. Сейчас практически ничего не осталось! Что "не доделали" в 41-м фашисты, довершили доморощенные вандалы. Внутреннее пространство церкви буквально истерзано, здесь сокрушено и поругано все, что было досягаемо. Не пощадили даже надгробия З. Чернышева в зале-усыпальнице. Падая с пьедестала, массивные глыбы мрамора пробили перекрытия пола. Тем не менее, до сих пор еще по чудом уцелевшим архитектурным деталям интерьера здания явно ощущается широта замысла и его мастерское воплощение.
      …Мрачно "глядит" своими частично зарешеченными окнами на современную действительность Казанская церковь. Так же мрачно "взирает" пустыми глазницами окон на случайного посетителя некогда величественный чернышевский дворец. Вот уж, воистину, "на графских развалинах"! (Кстати, кинофильм с таким названием снимался здесь в начале 1950-х годов.) Тем не менее, пройдитесь по все еще великолепному липовому парку усадьбы, спускающемуся к каскадам прудов, найдите на одной из аллей, среди причудливо изогнутых деревьев, одиноко стоящий теперь памятник-обелиск, который граф З. Чернышев поставил в честь посещения Яропольца императрицей Екатериной II. Услышьте отдаленный гул водопада — составного элемента плотины на Ламе… Нет, прошлое не умерло окончательно, оно незримо присутствует где-то рядом.
      Впрочем, я увлекся. Ярополец Чернышевых требует отдельного обстоятельного рассказа. Стало быть, в следующий раз.