Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 21, ноябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Бесславно прошла очередная попытка навязать российской культуре очередной "скандал" и нанести удар по её репутации. Либеральные художники пытались отправить во Францию картины неочевидной художественной ценности, но откровенно сомнительного содержания. Иными словами, картинки довольно мерзкие, во всяком случае, те, которые ряд изданий счёл возможным воспроизвести на своих страницах. Ну, скажет кто-то, и отправляли бы, сейчас демократия, каждый "художник" сам оплачивает свою мазню и сам же за неё отвечает, и в этом системе есть что-то здравое… Проблема состоит в том, что сделать это они пытались от имени России, прикрывшись статусом "собрания Третьяковской галереи". Известно, что за годы "демократических реформ" в этих собраниях оказалось собрано много всякого, которое, будучи скрытым в запасниках, не вызывало ничьего раздражения. Так бы оно всё и продолжалось, но "мастерам подзаборного жанра" захотелось мировой славы, и неведомые силы сочли, что час для очередного удара по репутации России наступил. Прежде некто способствовал включению упомянутых картин в собрание Третьяковской галереи (т.е. способствовал присвоению им, в сущности, эталонного статуса), впоследствии некто же принимал решение о включении халтурных поделок откровенно порнографического содержания и с отчётливо выраженным антигосударственным душком в состав предстоящей выставки. Однако, паче чаяния (или наоборот, как втайне и ожидалось?) "эстетическая концепция" авторов и идеологов этого "перформанса" встретила жёсткое противодействие со стороны соответствующих государственных инстанций. Министр культуры РФ А.С.Соколов исполнил долг государственного мужа, наложив запрет на включение ряда наиболее аморальных по содержанию "единиц" в состав выставки, и попутно дал им отчётливую оценку, основанную на здравом смысле и традиционных российских ценностях. Как и повелось в подобных случаях, сразу поднялся страшный шум, правда, преимущественно на либерально-демократической периферии общественного мнения. Разумеется, поборники "свободного искусства" дежурно вспомнили "бульдозерную выставку" сорокалетней давности (на которой, к слову, неплохо погрели руки "менеджеры" того времени, что сегодня даже и не скрывается). Естественно, не обошлось без стенаний по поводу "вмешательства государства в искусство"… Если посмотреть на этот эпизод несколько шире, чем на "конфликт художника с властью", то можно увидеть в нём одно из проявлений затянувшейся агонии российского либерализма, который, издыхая и деградируя, готов утянуть за собой в зияющую пропасть небытия всё живое, здоровое и жизнеспособное. К счастью, в российском обществе и в его властных структурах сегодня есть силы, способные встать на пути зловещих фантомов недавнего прошлого, и с каждым днём этих сил становится всё больше, независимо от их формальной политической идентификации. С другой стороны, жизнь показывает, что именно светская составляющая российской культуры, как наиболее актуальная, является объектом экспансии со стороны как антироссийских сил, так и откровенных вырожденцев…
     По планете идёт юбилей Великого Октября, память о котором столь суетно и затратно пытаются истребить сторонники "нормального исторического развития" нашей Родины по шаблонам, изготовленным в кулуарах заокеанских спецслужб и на их деньги. Не прекращается мутный поток внешне благонамеренных "сочинений" в глянцевых обложках, воспевающих капитализм и очерняющих советский период истории России…
     В целом предвыборный период, как ему и подобает, отличается некоторой эмоциональной напряжённостью, как в СМИ, так и в политически активной части общества. Время политических прогнозов (чаще всего, увы, неблагодарных) и мировоззренческих столкновений. Кардинальные изменения в изначальной картине политического поля, связанные с формированием первых "троек" в предвыборных партийных списках, хотя и сделали результаты грядущих выборов более предсказуемыми, но не сгладили главной интриги. Впереди нас ждёт ещё много интересного и неожиданного…