__ «КОРОЛЬ ПОЭТОВ» ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887-1941) «КРУГЛЫЙ СТОЛ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО
Московский литератор
 Номер 23, декабрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

«КОРОЛЬ ПОЭТОВ» ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887-1941) «КРУГЛЫЙ СТОЛ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. А.М.ГОРЬКОГО

     
     
     Ю.И. Минералов (Литинститут). Когда-то, после окончания МГУ, я приехал работать в Эстонию, да и задержался там на 15 лет в Тартуском университете. "Присутствие" Игоря Северянина ощутил сразу. Были еще живы помнившие его русские бабушки, в 1920-е годы девушки. Речи о Северянине они вели забавно однотипные: "О, это был ужасный человек, у него было много женщин…" Впрочем, уловил я и несомненно заслуживающий внимания момент: русские старики в 1970-е годы все еще осуждали Северянина за то, что он когда-то пытался выпрашивать подачки у эстонского правительства, поскольку-де переводит их поэтов и женат на эстонке. Достойное ли дело для русского, притом человека, в 1918 году избранного в Москве "королем поэтов"!
     Л.А. Карпушкина (Литинститут). Слаб человек…
     Ю.И. Минералов. Такое самоунижение одновременно иллюстрировало тот факт, что жил "король поэтов" в Эстонии туго, с хлеба на квас, — подобно, впрочем, другим эмигрантам. А женат он был на Фелиссе Круут, дочери рыбака и плотника, претендовавшей на звание поэтессы. Она, по собственным его воспоминаниям, не единожды воспрепятствовала возвращению поэта в Россию, хотя в советском посольстве вопрос был согласован. В 1935 году Северянин удрал-таки от деловитой и властной Фелиссы к другой местной женщине, Вере Коренди, с которой влачил полунищенское существование и на руках которой умер от инфаркта 20 декабря 1941 года в оккупированном фашистами Таллине, бывшем Ревеле, — умер под уличный грохот шагающих в ногу эсэсовских сапог.
     Л.А. Карпушкина. Игорь Северянин сотворением "образа самого себя" занимался целенаправленно и, нужно признать, эффективно: "Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре". То, как поэт умел держать "королевскую" планку, вспоминал В. Шершеневич, описывая встречу Северянина с молодыми авторами в ресторане. На робкое предложение Северянину послушать их стихи, тот бросил: "Не будем омрачать нашей встречи!"
     И.Г. Минералова (МПГУ). Еще в студенческие годы наткнулась на пародию "Перевод Пушкина на язык эгофутуристов", напечатанную в томе большой серии Библиотеки поэта. Там после эпиграфа из Пушкина шли строчки:
     Зима! Пейзанин экстазуя
     Ренувелирует шоссе…
     Помню, как ехидство этой пародии меня позабавило. Но пародист не смог заметить или не ставил своей задачей передать — кажется, невозможное для реальности литературы — северянинское соединение приемов иронии и подлинной лирики.
     А.Э Секриеру (МПГУ). Северянин — фигура, типичная для эпохи Серебряного века. Человек-оркестр, синтетический художник, он соединял слово и музыку, слово и живопись, он был исполнителем-декламатором, актером, "композитором", и при этом постоянно шел на эксперимент в стихе. На него в этом похожи Вертинский, Маяковский, Пастернак, Волошин… Но уникальность творчества Северянина в открытии новых и разработке традиционных жанровых форм стиха, в стилизации в словесном творчестве форм и жанров иных видов искусства (дизель, переплеск, перекат, квадрат квадратов — и баллада, газелла, рондо, триолет, канцона; полонез, вальс, пастель, рисунок), в адаптации стихотворных ритма, метра для исполнения на эстраде, в широком использовании всего арсенала "технических средств" поэзии: ассонансов и диссонансов, оксюморонов и антитез, эпитетов и метафор, словесных и слоговых переносов, внутренних рифм и аллитераций, каламбуров и паронимической аттракции, развернутых сравнений и неологизмов, и многого другого.
     С.Н. Колосова (МПГУ). Например, стихотворение "Это было у моря" Северянин обозначает как "поэму-миньонет". Интересно обратить внимание на то, как в авторском комментарии к стихотворению соединяются и оригинальное жанровое определение, и отношение к сюжету, в котором слились музыка, танец и драматическое действо. Одновременно это и маленькая поэма, и поэма-менуэт. Вспомним, что менуэт — не только придворный танец, что тут соответствует сюжетной канве, но иногда менуэт исполнялся в сонатах. Стихотворение строится по принципу сонатной композиции и каждая строфа-часть имеет свой звуковой образ. Безусловно, это стихотворение не только любовное и, возможно, не столько любовное. В нем размышления о сущности поэта, о его музе, о его творчестве. Поэт-паж-слуга-творец — создатель сонат, музыки о любви, а с ним в его менуэте его королева, его вдохновительница, его госпожа. Для Северянина любовь есть музыка, соната, в которой перепеваются разные темы. Она вечна и многогранна, непредсказуемы, как море и хрупка, как морская пена, нежна, как бирюзовая волна.
     С.А. Васильев (Литинститут). Северянин, особенно после выхода его книги "Громокипящий кубок" (1913), привлек самое широкое внимание современников. Сотни откликов в печати; среди писавших о нем были М. Горький, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Блок, Н. Гумилев, В. Ходасевич. Особенно проницательно и тепло написал о Северянине Брюсов, который в поэзии эгофутуриста увидел продолжение своего собственного творчества (как считала З. Гиппиус). А Северянин, по словам Брюсова, потом упрекал его в зависти…
     Ю.И. Минералов: Но и на Северянина весьма ревниво реагировали крупнейшие поэты. Перечитайте Маяковского — "пропитое лицо Северянина", "похотливо напеваете Северянина" и т.п. А для Игоря Северянина тот же Маяковский до конца жизни был "друг юности Володя", которому этот добряк все снисходительно прощал и об остром язычке которого забавно вспоминал, например, в своем романе "Колокола собора чувств":
     Есть дева, ждущая любови
     (Дабы не осквернять любви,
     Падеж слегка переиначу...),
     И эта дева наудачу,
     С девизом: "Жениха лови!" —
     Мне письма шлет и телеграммы,
     Где свадьбы назначает час...
     Что ж, я готов! Володин бас
     Меня спасительно от драмы
     Женитьбы вдруг предостерег...
     Вот что мне этот бас изрек:
     — "Она ко мне пришла нагою,
     Взамен потребовав венца.
     А я ей предложил винца
     И оттолкнул ее ногою".
     И.Г. Минералова. Сам Северянин был великий иронист. Но сегодня исследователи творчества поэта (кину камень в лингвистов) заслоняют изучение, а лучше бы постижение его поэзии такой терминологией, что скулы сводит… При этом в 11 классе девочки без всякого юмора читают: "А потом отдавалась, отдавалась грозово…", хотя ироническое отношение Северянина ко всякой игре в чувства очевидно, и ирония его убийственна. Вспомните стихотворение "Это все для ребенка…" Почти чеховский иронический подтекст передается финальным перечнем деталей "И мне дорог ваш крестик, как и ваша слезинка, как и ваша гребенка". Воображение читателя восстанавливает образ "играющей роль" именно по этим в одном ряду оказавшимся деталям. Но ирония иронии рознь. Ирония Северянина упрочена самоиронией и потому обретает значение не пересмешничества, а вскрывания глубинной трагичности или даже трагедийности жизни.
     Ю.И. Минералов. Северянин был при случае и пламенным сатириком. Да вот:
     В смокингах, в шик опроборенные, великосветские олухи
     В княжьей гостиной наструнились, лица свои оглупив:
     Я улыбнулся натянуто, вспомнив сарказмно о порохе.
     Скуку взорвал неожиданно нео-поэзный мотив.
     Каждая строчка — пощечина. Голос мой — сплошь издевательство.
     Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.
     Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,
     И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
     И.Г. Минералова. Что ж, тут и век понят адекватно, и общественное окружение, и то, что видели в нем современники… Ирония в нем сочеталась с лирикой. Помните этот потрясающий рефрен "Ты ко мне не вернешься…", разрешающийся настоящим криком души, но почти шепотом произнесенным: "Я умру одиноким, понимаешь ли ты?!." Одиночество Северянина тогда, и сегодня опять, — свидетельство еще не разрешенной вполне загадки большого русского поэта. Без понимания функционала художественного синтеза вряд ли можно в этом разобраться вполне.
     А.Э. Секриеру. Пастернак уверял, что Северянин распевал свои стихи на мелодии из популярных французских опер, и мы даже можем догадаться, каких именно, ведь сам Северянин много писал о своих оперных пристрастиях (Тома, Массне), а автор гимна пионерии композитор Дешкин на одном из поэзовечеров в Политехническом музее записал авторскую мелодию Северянина. Великолепное разнообразие музыкальных жанров отразилось в сборниках поэта: увертюра открывает "Ананасы в шампанском", интродукцию встречаем в "Соловье", интермеццо, полонезы, вальсы, марши, песни, песенки и шансонетки, романсы… — но Северянин стилизует еще и ритм, например, вальса или марша. В стиле Северянина несомненной доминантой является синтез. Синтез поэзии и музыки им осуществляется на двух уровнях: это стилизация музыкальных жанров и использование музыкальных приемов с одной стороны, а с другой — музыкальное исполнение стихотворений на эстраде.
     Ю.И. Минералов. А как с традициями, предшественниками? Мне тут сразу видится Владимир Бенедиктов.
     Л.А. Карпушкина. А обожаемый им К. Фофанов? И еще, работая над собственным имиджем, Северянин не в последнюю очередь посматривал в сторону эстетствующего О. Уайльда. На одном из фото Северянин — вылитый Уайльд: поза, жест, прическа, одежда…
     Ю.И. Минералов. Ну это уж он сдуру. Или для футуристического хулиганства.
     С.А. Васильев. Строка из его "Пролога" "Для нас Державиным стал Пушкин" называет ключевые для Северянина имена. Сделаем акцент на первом имени. А эгофутуризм Северянина и кубофутуризм Маяковского, Хлебникова… Немало общего, но, безусловно, есть и отличия. Например, северянинский акцент на неологизмах, нередко выстроенных на базе иноязычных корней, на контрасте, например, с хлебниковскими неологизмами, сплошь славянскими. А название "эгофутуризм" прямо соотносится с "проповедью" безудержного эгоизма ранними декадентами, например, Н. Минским (книга "При свете совести", 1890).
     Л.А. Карпушкина. Все-таки "недвусмысленный талант" Игоря Северянина уникален. Его эстетика на грани китча редко приходится по вкусу целиком. Но в ней заключен вызов "мещанскому" мировосприятию и вкусу, стремление "окатастрофить" (один из неологизмов поэта) сознание обывателя. Ну кто еще мог решиться так легко и дерзко сочетать канцеляризмы с новаторскими метафорическими поэтизмами в пределах одного катрена: "В тебе уверенность не поколеблена В твоей корректности тому залог. Но все мне кажется, что ложь остеблена И распускается ее цветок…"? Кто в голодном 1919 году мог написать стихотворение "Икра и водка", с "барочной" раскрепощенностью изображающее в прошедшем времени гастрономические удовольствия употребления "монопольных" продуктов? А так лаконично и безапелляционно сформулировать: "Из меня хотели сделать торгаша, Но торгашеству противилась душа"…
     Ю.И. Минералов. С Фелиссой Игорь Северянин годы прожил в рыбацком поселке Тойла, где отдыхал еще до революции. Я как-то тоже провел в Тойла изрядный кусок лета и бывал в домике Северянина, где жила сестра Фелиссы Линда, много с ней общался. Потом и ее не стало, а после отделения Эстонии вроде объявился какой-то заграничный правонаследник-бесстыдник, тут же выкинувший вещи и книги поэта — там теперь Северяниным и не пахнет. Возле Тойла был построенный на скалах над морем роскошный дворец не то замок кого-то из дореволюционных миллионеров — кажется, Елисеева. После Отечественной войны он лежал в развалинах — при освобождении Эстонии дворец вместе с временно проживающими фашистами и охранявшими их зенитками разбомбили наши. Бродя по руинам, как-то впервые я понял, откуда в северянинских стихах замки, башни над морем и т.п., в которые его поэтическое воображение населило иронических и не иронических королев, принцесс, графинь, пажей и пр. Я тогда написал стихотворение "Игорь Северянин":
     Девичий голос в Тойла отрелит округу.
     Море молочное пьяно, как бурный кумыс.
     Море парное волну задирает, как ногу.
     Тропка подходит к обрыву и прыгает вниз.
     Там из-под кружев круглится валун, что колено.
     Складки соленого платья прибойно кипят.
     Девушкин смех воспарит серпантинною лентой
     и, опадая, — на память — завяжется в бант!
     Помню, я помню: услышав, он вздрогнул над веком!
     Вздрогнул над морем и оборотился слегка
     этим надменным иронией раненым ликом,
     ликом эффектным породистого рысака.
     Здесь его домик. Он к морю уже не сбегает.
     От футуризма безвредное эхо: "Эго-о-о...".
     Он — лишь альбом. И тетушка Линда листает
     желтые фото и сберегает его.
     ...Он покосился — там веяла женская ручка.
     (Профиль был камень — легендно сидящий орел!..)
     Девушка мчалась к нему, точно горная речка!
     Море шампанское пену бросало на мол!
     Тойлаский замок! а парк, авантюрный и светский!
     Точно девчонка, речонка несется на нас!
     Все они тут — его башни, пажи и насмешки,
     нищая старость и заносчивый ассонанс.
     Милая, плачешь? Ужасно смешные фигуры!..
     В Ревеле спит, и в бессмертный покой погружен
     Игорь Васильевич Лотарёв,
     деятель русской культуры,
     этой культуры, которую так бережем.
     И.Г. Минералова. "Россию нужно заслужить" писал он, но я бы сказала иначе: сегодня Россия должна заслужить Северянина, одиноко лежащего в могиле Александро-Невского кладбища за ее границей, в Таллине.