Александр Бобров __ «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ». К 200-летию московской авторской песни
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Бобров
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ». К 200-летию московской авторской песни

     
     В июле в городе Вязники прошел уже ХХХIV Фатьяновский праздник поэзии и песни. Снова звучали над Клязьмой и бывшей царской слободой старинные напевы, задушевные песни классика советской песни, который из Вязников переехал в Подмосковье, и новые творения мастеров жанра. Увы, последних — становится все меньше. Почему такое происходит, какие новые тревоги всколыхнул истинно народный праздник "На солнечной поляночке" и почему невыносимо слушать тексты, которые звучат сегодня в эфире?
     
     Более всего национальные традиции на Русской равнине сохраняются в песне — народной, поэтической — авторской, как ее сегодня называют. Что в реальности? Народная песня каленым железом выжигается на главных фестивалях и телеплощадках. Когда Лидия Русланова запевала перед солдатами "Валенки", каждый воин-мужик внутренне подпевал ей: он ликовал, что русские валенки из подмосковных снегов дотопали до Берлина. Сегодня, мне кажется, на телеэкран выпускаются только те, кто предал русскую песню.
     Еще один тревожный момент — российская культура принялась "оказачиваться". Когда это — Шолохов, Кубанский хор или Анна Литвиненко — ради Бога, но тут уже и Розенбаум с Бабкиной вовсю казацкие песни запели, и все торжества без казацкой малины не мыслятся. Такое впечатление, что многим устроителям нравится эта декоративность: пусть "спивают" этнографические песни, без аллюзий и пробуждения тоски по родному. Да и то еще славно, что многие казацкие песни — на украинской мове. Весело поют, а про что — не всякий уразумеет. Как филолог и фольклорист сделаю еще одно важное замечание: песни Украины и юга России сильны своей мелодичностью и игровой основой, песни центральной России, яркими сынами которой являются Есенин, Рубцов, Фатьянов, — сильны своим поэтически-образным рядом, где напев сливается с выразительными словами. Недаром лирическая, так называемая авторская песня, о которой Толстой сказал: "Это когда поется с убеждением, что главное в песне — слова", родилась в Московской губернии.
     
     Так откуда же она, московская авторская песня? Кто ее предтечи, прародители, первые создатели, мастера жанра? Многие поклонники и даже теоретики этого жанра выстраивают такой ряд: предтеча — Вертинский, а потом — барды-шестидесятники: Визбор, Анчаров, Окуджавы, Высоцкий.. Кстати, для меня всегда было загадкой: почему барды, а не менестрели (что точнее) или мейстерзингеры (что еще точнее, но труднее в произношении)? Германские мейстерзингеры объединялись в профессиональные цеха, учили молодых писать стихи и петь их — ну, точно, как в СССР, когда создавались КСП (клубы самодеятельной песни), а на фестивалях и до сих пор Александр Городницкий или Дмитрий Сухарев ведут так называемые мастерские.
     В Малороссии странствующих исполнителей народных песен и дум называли лирниками, что, по-моему, является самым точным и по-славянски образным названием. Еще молодым я писал в песне: "Не лириком хочу быть — просто лирником, дорогой утолять свою печаль...". Самое поразительное: усилиями советских бардов как бы уничтожались традиции русской авторской песни. А ведь ей — два века! Итак, кто же они, первые лирники, творившие задолго до Вертинского, кто приближал безликую песенную лирику к личностной исповеди сердца?
     Мы не будем углубляться в седые времена и напоминать доказанное: "Слово о полку Игоре" исполнялось как ритмизированная поэма-песня под гусли, а ведь безвестный автор опирался на такой же опыт и дар легендарного Баяна. Пожалуй, первым, кто создал истинно популярную, любимую во всех слоях и повсеместно исполняемую песню был преподаватель Московского университета Алексей Мерзляков, создатель "Песни" ("Среди долины ровныя..."). Этот романс наиболее известен, но и другие песни выходец из далекой Пермской губернии стал сочинять, переехав в Москву. Степенный преподаватель словесности, а потом и декан факультета состоял в созданном при университете "Дружеском литературном обществе" (1801), где определился интерес молодого поэта к гражданской лирике, фольклору и проблеме народности поэзии. По свидетельству современников, "большую часть своих романсов и простонародных песен" Мерзляков написал с 1802 по 1812 год. Это и дает нам право заявить: московская авторская песня в современном понимании родилась 200 лет назад. И родилась — в Подмосковье! Профессор университета был влюблен в А.Ф. Вельяминову-Зернову и почти все свои лучшие, дошедшие до нас песни создал в ее подмосковном имении Жодочи.
     В год восстания декабристов Дельвиг устраивал литературно-музыкальные вечера в своем доме. Компания подобралась неплохая: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, композиторы Глинка и Яковлев. С двумя последними Дельвиг плодотворно сотрудничал. Двоюродный брат поэта вспоминал: "Песни ... и романсы певались непременно каждый вечер. В этом участвовал и сам Дельвиг". Да, композиторы перекладывали стихи барона, который их называл подряд и не задумываясь: "Русская песня", но кто там разберет, где сам Дельвиг, ходивший по лавкам и трактирам послушать певцов и музыкантов, а где композиторы-собутыльники?
     Ну, а признанным автором исполнителем стал мой замоскворецкий земляк — страстный Аполлон Григорьев с его "Цыганской венгеркой. Потом авторские песни сочиняли и Лев Толстой ("Солдатская песня"), и Сергей Есенин, и Алексей Фатьянов, который имел музыкальное образование и дарил многим композиторам яркие интонации, мелодические ходы. Безусловным признаком истинно удачной авторской песни считается ее летучесть, простота восприятия и запоминания. Тут с шедеврами прошлого нынешним песням, даже самым популярным, конечно, не сравняться — ведь в прошлые века не было электронных СМИ, и песни впрямь летели над нашими просторами от сердца к сердцу. В ХХ веке родились великие поэты с песенным складом лиры. Так, почти весь запелся Сергей Есенин, а потом — Николай Рубцов.
     Сегодня некоторые песни, звучащие на радио и телевидении, просто подпадают под уголовный кодекс, угнетая аудиторию, совершая над ней насилие, нанося психологическую травму: "Но у тебя СПИД, и значит, мы умрем..." (3 раза повторяется в каждом припеве!). Это разве не терроризм? Тут нужен общественный и художественный контроль! Сегодня, например, весьма раскручена группа "Чайф". С ней носятся, берут интервью у руководителя, показывают по телевидению. Решил послушать последние песни. Примитив и пустота. Вот песня про друзей, которую можно назвать "Песней про ужей" — от слова-паразита "уже":
     
     Вряд ли кому нужен уже
     Пылью покрытый портрет на стене.
     Пылью покрыта память моя,
     Старых друзей все меньше уже.
     У-у-у…
     
     Вот и все содержание…
     Но что должно сделать профессиональное сообщество? Об этом мы долго рассуждали на писательском пленуме на песенной Рязанской земле, сходясь во мнении, что надо прежде всего учредить и сделать популярным фестиваль истинно поэтической песни "Среди равнины ровныя…". Хорошо бы хоть какой-то его этап проводить в Наро-Фоминском районе Подмосковья, на земле, где и создавал Мерзляков первые авторские песни. Пусть звучат на этом фестивале свежие песни на стихи признанных классиков, поэтов-современников, стихи в авторском исполнении, если это — настоящая поэзия. И участников на такой фестиваль легко отбирать — исключительно по стихам, известным или только что написанным. Ну а как там автор владеет гитарой или фортепьяно — простительно, пусть декламирует, ведь подлинные стихи — самоценны. Николай Тряпкин напевал свои волшебные вирши на один мотив, чтобы не заикаться, а как ярко звучали!
     Сегодня много поющих поэтов и среди более молодых собратьев Рубцова и Тряпкина (их творчество широко представлял Лев Котюков в альманахе "Поэзия" под рубрикой "Русь поющая"), есть авторы-исполнители и самодеятельные коллективы, которые создают песни на истинные стихи, но в электронных СМИ это называют "неформат" да и на бардовские междусобойчики с устоявшимся кругом имен их стараются не приглашать — по себе знаю. Так что мы должны объединить усилия профессиональных поэтов и понимающих работников культуры той же Московии, где два века назад возникла авторская песня, чтобы вернуть в нее Поэзию!
     
Автор — Лауреат премии им. А. И. Фатьянова

     "Соловьи, соловьи…"