Денис Попов __ ЭКОНОМИКА ДАРА
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Денис Попов
ЭКОНОМИКА ДАРА

     
     Льюис Хайд. Дар. Как творческий дух преображает мир. Пер. с англ. А. Анваера. — М., Поколение, 2007.
     
     Должен ли художник зарабатывать на своем таланте, приспосабливаясь к требованиям рынка, или же ему более пристало быть нищим, но свободным в своем творчестве? Можно ли считать искусство предметом продажи и товаром в ряду других товаров? В какой степени стихотворения, картины и музыка принадлежат личностям, их создавшим, а в какой — всему роду человеческому? Люди были озабочены вопросом материального вознаграждения творца художественных произведений задолго до появления знаменитого пушкинского: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
     В книге Льюиса Хайда Вы найдете одну из самых оригинальных трактовок этой проблемы: творчество рассматривается автором в терминах священного дара.
     Поскольку наиболее ценные вещи в нашей жизни не имеют цены, искусство — это добровольная жертва, приносимая обществу. Поэт, художник и музыкант вправе рассчитывать на ответный дар, но попытки оценить искусство в денежном эквиваленте убивает сам дух творчества.
     Автор отнюдь не призывает к повальному нищенству людей творческих профессий, однако и не советует делать высокое искусство источником обогащения.
     Глубокое и остроумное исследование Льюиса Хайда рассматривает искусство в широком контексте общественных практик, связанных с понятием дара. Определенная часть социально значимых явлений, таких как религия, фундаментальная наука, и, конечно же, искусство, не может регулироваться обычными рыночными законами. Все эти явления включены в особую сферу экономики, которую автор называет экономикой дара. Циркуляция ценностей в таком типе экономики регулируется не путем купли-продажи, а с помощью обмена дарами, причем чаще всего через посредство третьих и четвертых лиц: творец использует свой дар, чтобы подарить обществу идеи и их воплощение, а взамен получает спонсорскую или государственную материальную поддержку.
     Чтобы разъяснить читателю суть экономики дара, Льюис привлекает примеры из фольклора, этнографии и истории: потлач и ростовщичество, брачные обычаи и религиозные нормы, нищенство и меценатство, бесплатный доступ к результатам научных исследований и законы об авторском праве, — от внимания автора не ускользает ничего, что бы имело отношение к практикам дарообмена. В эссе, посвященным двум классикам американской литературы Уолту Уитмену и Эзре Паунду, раскрываются потаенные аспекты психологии и этики творчества. Концепция дара, изложенная в книге Льюиса Хайда, может послужить противовесом бесчеловечным законам рыночной экономики — экономики, наделяющей каждую вещь ценой, но не признающей никаких вечных ценностей.
     "Дар" поможет Вам разобраться в самых сложных и этически неоднозначных аспектах творческого труда и, если Вы имеете отношение к созданию или продаже произведений искусства, навсегда изменит Ваше представления об этом занятии. Но лучше всего сказал о своей книге сам Льюис Хайд.