Вера Харченко __ СВОЙ ЛЕКСИКОН. Послесловие к монографии
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вера Харченко
СВОЙ ЛЕКСИКОН. Послесловие к монографии

     
     В.К.ХАРЧЕНКО. Феномен прозы позднего Есина. — М., Серебряные нити, 2007
     
     ОПЫТ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ ЕСИНА, состоявшийся теперь уже в двух монографических исследованиях, даёт основание признать писателя не только заслуженно известным, интересным по тематике, узнаваемым по своеобразному "есинскому" стилю, что отмечалось критиками и рецензентами ещё в момент выхода в свет знакового романа С.Н.Есина "Имитатор" (1985 г.), но также признать С.Н.Есина лингвистически весьма насыщенным, весьма значимым автором, относящимся к плеяде ТВОРЦОВ ЯЗЫКА. Впрочем, монографии пишутся не во имя дилеммы: признать или не признать. Это нередко совершается независимо от мнения филолога. Кропотливый анализ даёт возможность ВСКРЫВАТЬ МЕХАНИЗМЫ языкового, а следовательно, всегда содержательного насыщения текста, и главное — подчеркнуть необходимость такого насыщения.
     В этом отношении, анализируя творчество С.Н.Есина второго периода, мы соотносили его с творчеством современных писателей, доказывая принцип дополнительности развития отечественной литературы, прежде всего, на языковом, базовом, "низовом" уровне текста. Идея единства литературного процесса в нашей работе превалировала. Эту идею С.Н.Есин реализует и поддерживает.
     Как бы оптимистично мы ни фиксировали языкотворческие достижения современной художественной прозы, мы вынуждены признать, что филология сейчас отстаёт от развития литературы, лексикография отстаёт от развития языка, интерпретация национальной культуры отстаёт от развития российской национальной культуры. Определённое отставание неизбежно по определению, но всё увеличивающийся интервал между отражением и объектом уже искажает объект в сторону уменьшения, обеднения, деструкции его мыслимого облика. Абсурдно призывать молодёжь идти в филологию: рано или поздно эта сфера вновь заиграет привлекательными красками, а пока целесообразно хотя бы напоминать, что российская художественная проза богаче наших о ней представлений, как на порядок богаче русский язык наших же о нём мнений и оценок.
     Напоминать мало. Нужно идти по пути создания СВОЕГО ЛЕКСИКОНА с фантастическим запасом слов для самых различных по жанру и стилю создаваемых текстов, для максимальной точности и свежести использованного слова. Это и есть истинное и искомое Послесловие к исследованию любого текста любого автора. Если автор афористичен, милости просим черпать афоризмы для собственных нужд (а С.Н.Есин афористичен!). Если автор умеет создать тонкую и нежную метафору (а С.Н.Есин умеет!), так почему бы не воспользоваться этой метафорой хотя бы один раз, скажем, для самоподдержки? Субъективное, то есть главное ПОСЛЕСЛОВИЕ к прочитанной книге и начинается тогда, когда обогащается языковое сознание прочитавшего.
     Когда в стране нет определённого института, роль такого учреждения начинает играть отдельный человек. Когда в стране нет оговоренной идеологии, то огромная работа по идеенасыщению повседневности также ложится на плечи отдельно взятой, подставляющей эти плечи личности. Не то чтобы личность раздаривала нам метафорику таких идей, хотя в этом также есть острая необходимость, но чтобы некто утверждал при провале, вакууме общих ориентиров значимость таких концептов, как ЖИЗНЬ, СЕМЬЯ, РОДИНА, РАБОТА, ТВОРЧЕСТВО.
     В Послесловии всегда ну очень хочется дать писателю ряд советов, разумеется, советов не КАК, а О ЧЁМ писать (даже напротив, о чём не писать: примелькалось…), а также дать другую серию советов филологам-исследователям по принципу оставленных "белых пятен" на карте исследованного писательского творчества других современных авторов, как мы пытались почти контрабандой в этой работе показать — весьма и весьма содержательных. У нас, конечно же, есть такие пожелания, но пусть они останутся невысказанными. Методологически так даже грамотнее. Пусть их подскажет, в конце концов, тот внутренний ангел, который нашёптывает пишущему, укоряет и поощряет, незримо рея над тем, чему в данный момент отданы руки, сердце и мысли.