Елена Муссалитина __ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СТЕЛЛАЖЕЙ
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Елена Муссалитина
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ СТЕЛЛАЖЕЙ

     
     ПИСАТЕЛИ ПИШУТ, ЧИТАТЕЛИ ЧИТАЮТ. Так уж повелось. Не так давно наша великая страна была самой читающей в мире. Произведения русских писателей 19-20 веков пополнили золотой фонд классики мировой литературы. Теперь всё больше россиян сидят у телевизоров, сопереживая героям нескончаемых сериалов, или за компьютером, пытаясь победить умную технику во всяких безумных играх — стрелялках, догонялках, выживалках и т.д. А ещё тусуются по барам и лавочкам — с пивом в руке и мыслями о заработках в голове.
     Если раньше в общественном транспорте люди сидели (и стояли) с книгами, газетами и журналами в руках, теперь редко кого увидишь читающим. Люди едут и судорожно набивают сообщения в свои мобильные телефоны или слушают музыку с помощью плеера. А кто и читает — читает безумные детективы, надуманные любовные романы и цветные еженедельные журналы, наполненные сплетнями.
     Истинными сподвижниками на фоне всеобщей утраты культуры чтения выглядят работники образования, музеев, культурных центров и библиотек — те, кто за мизерную заработную плату продолжают нести разумное, доброе, вечное и пытается привить взрослым и детям хороший литературный вкус, любовь к родному языку и настоящей литературе, а не однодневному чтиву.
     Эти, без преувеличения, героические люди — и в первую очередь те, кто работает с детьми и подростками в библиотеках — пишут конспекты тематических бесед, обсуждают классическую и современную литературу, оформляют стенды, мыслимыми и немыслимыми способами пополняют фонды и идут на настоящие авантюры, чтобы найти хотя бы мизерный гонорар для приглашённого на встречу к детям литератора. Особенно трудно приходится сотрудникам сельских библиотек — финансирование просто мизерное, а необходимость ремонта велика и новых поступлений почти нет.
     Благодаря усилиям этих хрупких женщин (ни разу не видела мужчину, работающего в детской библиотеке, если только не считать охранника-отставника или гардеробщика-пенсионера) в России детские библиотеки сохранили свои фонды, выстояли и продолжают оставаться очагами культуры. Сюда приходят дети и взрослые, а книги — настоящие, добрые, мудрые — становятся их друзьями.
     Я расскажу о двух удивительных детских московских библиотеках. Точнее, о двух добрых феях — о женщинах, которые являются заведующими этими библиотеками. Благодаря своим хозяйкам дома-библиотеки сейчас — тёплые, красивые и гостеприимные. Но я хорошо помню, что было с этими самыми библиотеками несколько лет назад, и как они преобразились в чутких женских руках — в руках сердечных людей, которые очень хотели, чтобы дети приходили в библиотеку не "по указке", а по велению души, чтобы дети читали, думали и просвещались.
     Чтобы дети становились Людьми.
     
     КНИГИ, ЧАЙКИ И КАМИН
     
     — Ух, ты! Настоящий штурвал!
     — Да это не просто штурвал. Гляди, Сашка, это же корабль: и палуба есть, и канаты!..
     Мальчишки с восхищением крутят деревянное колесо и смотрят на маяк, который лукаво им подмигивает. Рядом — стеллажи с книгами. Библиотекарь улыбается и нажимает какую-то кнопочку. Раздаются крики чаек и шум набегающих на берег волн.
     Вот так теперь выглядит абонемент для дошкольников и младших школьников в Центральной детской библиотеке № 133 города Москвы. Читальный зал и юношеский абонемент тоже не узнать. Библиотека открылась после ремонта и реконструкции — больше нет тёмных серых стен и падающей с потолка плитки. Из прошлой жизни остались только книги, журналы, да подшивки газет.
     Заведующая библиотекой Галина Ивановна Лесина (между прочим, детская писательница, член Союза писателей России), прижимая к сердцу подарок от соседней школы — букет роз и глобус, радушно показывает небольшие, но очень уютные комнаты. Это — Интернет-класс, это — творческая студия, где проводятся занятия по рукоделью и фотомастерству, а это — кабинет школы интеллектуального развития для малышей. Гордость библиотеки — читальный зал, который после того, как в нём установили электрический камин и повесили красивые шторы и репродукции с видами замков, стали называть каминным. Здесь днём работают с литературой ребята и взрослые, а вечером занимаются юные актёры из театральной студии. Здесь же проводятся встречи школьников с детскими писателями и музыкантами. Ребятам нравится бывать в библиотеке. Вроде бы, приходишь за одной книгой, а тут столько всего интересного, познавательного! Одной книгой дело не обходится.
     Мальчишки, которые недавно весело крутили штурвал, взяли заказанные книги и собрались было уходить. Но возле гардероба один из них вдруг поворачивает в сторону.
     — Сашка, ты куда?
     — Пойду-ка я в каминный зал: журналы посмотрю…
     
     РЫЖИЙ И ПУШИСТЫЙ
     
     — Ой, Елена Владимировна, смотрите: какого чудесного котёнка нам подарили!— как только я вошла в дверь, мне навстречу выбежали Настя и Ваня с оранжевыми шарфиками на шее и плетёной корзиночкой в руках. В ней, свернувшись калачиком, спал рыжий котёнок.
     — Настоящий? — удивилась я.
     — Нет,— ребята разочарованно вздохнули,— но как настоящий, правда?
     Я потрогала котёнка. Искусственный мех, пластиковый носик, но уж очень похож на живого, спящего — кажется, вот-вот проснётся и замурлычет.
      Это — один из подарков, который сегодня подарили московской детской библиотеке №75. На столе выставлены открытки, детские рисунки, кружки, поделки — везде-везде изображение рыжего кота. Под потолком висят оранжевые шарики, на столе — конфеты в оранжевых фантиках и красивый морковный пирог, в центре которого — фигурная свеча в виде цифры "один". У всех гостей на шее рыжие ленточки с медалями-лапками, у заведующей библиотекой Анны Алексеевны Епишенковой и её помощников — оранжевые атласные шарфики.
     Дело в том, что в библиотеке ровно год существует литературное кафе "Рыжий кот". Один раз в месяц читальный зал преображается: на столах появляются чашки, салфетки, тарелочки с печеньем и конфетами — чтобы дети и взрослые могли посидеть в свободной обстановке, за чашкой чая, поговорить о литературе, узнать книжные новости. На каждую встречу приглашают писателя и музыканта. Я в этих гостеприимных стенах уже третий раз. Достаю из чехла гитару, настраиваю, и вот уже через несколько минут выступаю перед улыбающимися зрителями. Ребята и взрослые мне подпевают, а пушистый рыжий кот довольно смотрит на нашу компанию большими зелёными глазами с плаката на стене.
     — Когда всё это затевалось год назад, — рассказывает Анна Алексеевна, — никто не верил, что литературное кафе будет кому-то нужно. А я верила и очень хотела, чтобы ребята приходили в библиотеку не только за книгами, а и за общением с интересными людьми, за дружеским общением.
     Сотрудники библиотеки говорят, что с появлением "Рыжего кота" и читателей больше стало, и ребята приходят в библиотеку сами, а не по заданию учителей. Одна девочка, появившись в литературном кафе в первый раз, посидела молча, попила чаю, потом все сладости, что на тарелочке оставались, собрала в салфетку, забрала с собой. Когда в следующий раз пришла — слушала с интересом, вопросы задавала. Теперь приходит заранее, сдаёт прочитанные книги, получает новые, потом помогает по подготовке мероприятия: даже сушки и карамельки к чаю приносит. Как видите, рыжий кот — не только сам добрый и солнечный, но и других делает добрее.