Варвара Жданова __ «ЧЕПУХА СОВЕРШЕННАЯ ДЕЛАЕТСЯ НА СВЕТЕ…» Несколько слов о повести Н.В.Гоголя "Нос"
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Варвара Жданова
«ЧЕПУХА СОВЕРШЕННАЯ ДЕЛАЕТСЯ НА СВЕТЕ…» Несколько слов о повести Н.В.Гоголя "Нос"

     
     Повесть "Нос" — ярчайшее и увлекающее своей загадочностью произведение. Гоголь, как и Салтыков-Щедрин, сердцем чувствуя неправду в современном обществе, высмеивая зло и вызволяя из неволи добро — мастер социальной сатиры.
     Коллежский ассесор, или, как он сам себя называет — майор, Ковалев, мечтает о высоком чине. И вот его нос (воплощение самомнения Ковалева) является уже в чине статского советника, в чине генеральском.
     Что-то вроде душевной смуты посетило Ковалева, и, против воли занятый нравственным поиском, он вдруг усомнился в правильности своего привычного мировоззрения — ощущать себя в границах своего чина. Майор Ковалев испуган — он боится оказаться ничтожеством. Но автор — нет, он не может считать своего героя ничтожеством ("Героев своих надо любить", — говорил Булгаков). Изначально, человек — совершенное творение, наделенное даром братской любви к людям, — уверен Гоголь.
     Реальный внутренний разлад, приведший Ковалева к неуверенности в себе — вне поля зрения читателя. Гоголь заменяет описание душевных движений, как бы условным обозначением: нос пропал. Чудная фантасмагорическая декорация заслоняет от нас нечто.
     "Нос" — абсурдный анекдот, оказывается повествованием о кратком, но благотворном потрясении "мертвой души".
     Повесть "Нос" — произведение урбанистическое, мрачноватая завлекательность надвигающегося Петербурга — важный элемент рассказа.
     Вместе с тем, здесь много броских ярмарочных цветов народного балаганного представления (может быть, даже о Петрушке и его несчастьях).
     Гоголю нет равных в шутке. Чего стоят якобы простодушные замечания автора, который — будто бы, недалекий реалист и скептик.
     "Бедный Ковалев чуть не сошел с ума. Он не знал, что и подумать о таком странном происшествии. Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который еще вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире!"
     Беглый нос, завернутый в бумажку, возвращает Ковалеву "полицейский чиновник красивой наружности". Это — почти ангел-хранитель от правительства.
     В финале "Ревизора" тоже является карающий ангел-Ревизор.
     Простодушный автор — видимо, в восторге, он умиляется проницательностью и заботливостью полицейского режима.
     Полицейский говорит о своих домашних делах и мимоходом замечает о большом семействе, малых доходах… Ковалев догадывается и сует "ангелу" ассигнацию. Полицейский — выжига и плут.
     Цырюльник Иван Яковлевич, бривший Ковалева, как известно, любящий дергать за носы своих клиентов, однажды утром обнаруживает у себя нос майора Ковалева. С этого начинается повесть.
     Отодвинем фантасмагорическую декорацию. Думается, что цырюльник Иван Яковлевич — это, как бы, образ "сочинителя", на взгляд майора Ковалева — чиновника-аристократа, каким он себя воображает.
     Предположим, что некое "сочинение" (заключенные в нем свежесть, вера, талант) произвело смуту в душе Ковалева, зародило в нем сомнение в правильности прежних устоев. Ковалев испугался. Как теперь жить?!
     Он пытается вообразить себе "сочинителя". И, утешая себя, воображает его пьяненьким мастеровым, никчемным человеком. Полиция, взять мошенника-сочинителя!!!
     Как бы отвечая на эти мысли, "ангел-полицейский" заявляет:
     "… Главный участник в этом деле есть мошенник-цырюльник на Вознесенской улице, который сидит теперь на съезжей. Я давно подозревал его в пьянстве и воровстве, и еще третьего дня стащил он в одной лавочке бортище пуговиц".
     Неисчерпаема сокровищница гоголевского юмора. Автор играет точками зрения. Чтобы приставить на место вернувшийся нос, Ковалев зовет доктора. Это очень важный врач, он ничем не может помочь Ковалеву, но не признается в бессилии:
     " — Нет, нельзя. Вы уж лучше так оставайтесь, потому что можно сделать еще хуже. Оно конечно, приставить можно; я бы, пожалуй, вам сейчас приставил его; но я вас уверяю, что это для вас хуже".
     Важный доктор — это тоже вроде ипостаси "сочинителя", только на взгляд его самого. Писатель воображает очень важную миссию: врачевать раны общества.
     Гоголь поражает чутким вниманием и верой в добрую натуру своих героев. Русский писатель с его стремлением к проповеди верит в чудо пробуждения "мертвой души", в чудо пробуждения совести. Значительны слова, которыми Гоголь заключает повесть:
     "А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают".
     В заключение заметим, что современному читателю, может быть, по контрасту с окружающей фантасмагорией, бросится в глаза совершенное здравомыслие автора "Носа". А в поисках здравого смысла мы и прибегаем сегодня к классическому наследию.