Иван Голубничий __ «ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ-СВЯТЫНИ...»
Московский литератор
 Номер 08, апрель, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ-СВЯТЫНИ...»

     
     Дмитрий НЕМЕЛЬШТЕЙН, "Да не престанет русский род!" — М., МГО СП России, 2008
     Рубеж XX-XXI веков был отмечен для России мучительным осмыслением пройденного пути и не менее мучительным поиском новых смыслов — новых, и в то же время преемственных по отношению к великой и героической истории нашего Отечества. Естественно, что современная русская литература, как и во все времена, продолжала оставаться полем битвы, от исхода которой зависело и по сей день продолжает зависеть будущее Российской Державы и русского народа. Русская духовность, основанная, прежде всего, на тысячелетних ценностях Православной веры, а также исторической памяти о праславянских истоках нашего народа, в настоящее время взыскует новых формулировок, в том числе философских и литературных, позволяющих вместить выстраданный пафос русской истории в контекст современной жизни. Иными словами, сознание русского народа инстинктивно ждёт нового вдохновенного и убедительного прославления нашего прошлого во всей её полноте, если угодно — обновлённого героического мифа, в котором конкретные исторические события и персоналии как бы уходят за грань земной реальности, превращаясь в запредельные огненные заветы русских исторических начал…
     Поэтический цикл русского поэта Дмитрия Немельштейна "Да не престанет русский род!" являет собой достойный и зрелый вклад в формирование адекватных нынешнему непростому для России времени идейно-духовных представлений о русской истории — представлений, не претендующих на окончательную полноту и уж тем более законченность, но задающих позитивный алгоритм отношения к ней. Дмитрий Немельштейн — неизбежно прежде всего поэт, и потому конкретный исторический материал является для него источником поэтического вдохновения, которое, не секрет, почти всегда выводит творца за пределы сухого изложения фактов из учебника истории в стихийное пространство поэтического обобщения. В сущности, автор, берущий в основу своего произведения позитивный исторический материал, уже является в самом лучшем смысле творцом героической мифологии, которая (разумеется, при всех прочих благоприятных условиях) воспитывает грядущие поколения в духе преклонения перед величием народной истории и её легендарными героями. Поэтический смысл "Эпизода из русской истории" (такой сдержанный заголовок поставил автор к своему фундаментальному циклу, словно в противовес пафосному заглавию) чеканно сформулирован в завершающей строфе произведения:
     
     Отсюда Русь несёт поныне
     В зените Дмитриевых грёз
     Простые истины-святыни:
     НАРОД! ОТЕЧЕСТВО! ХРИСТОС!
     
     Персонажи русской истории в стихах Дмитрия Немельштейна выступают не как лишённые индивидуальных черт, "канонизированные" объекты внимания исторической науки, а как живые люди, с отчётливой личной мотивацией, возможно, как уже говорилось выше, не вполне укладывающейся в предписанные и освящённые временем рамки. Но тем и ценны они для современного читателя, что позволяют взглянуть на "эпизод из истории", разбросанный по учебникам, кинофильмам и многочисленным произведениям беллетристического жанра, глазами современного человека, и, если угодно, дают возможность упомянутому историческому событию как бы "произойти заново" и повернуться в своей исторической неизменности, возможно, доселе неведомой стороной. Очень показательна в этом отношении сцена беседы князя Димитрия со святым Сергием. А вот монолог князя Димитрия перед сражением:
     
     "Обрушим меч наш справедливый
     На нечестивый пьедестал!
     Воспрянем, братья! День счастливый,
     День очищения настал!
     
     Так зачерпнём же полной чашей
     Отваги. Справим торжество
     Святой Царицы веры нашей,
     Восславим Девы Рождество!.."
     
     Цикл "Да не престанет русский род!", помимо его чисто поэтической вдохновенной цельности, плодотворно отвечает на объективные запросы времени. Не секрет, что "патриотическая" тематика в последние годы чрезвычайно востребованной, что, помимо, безусловно, положительного смысла этой общественной тенденции, породило большое количество произведений, скажем мягко, не отмеченных в должной мере дарованием и ответственностью их авторов. Историческая тематика зачастую становится как предметом многочисленных спекуляций, так и просто стремлением к скорой прибыли в ущерб исторической правде и гражданской совести. Последствия этого нам ещё предстоит ощутить в будущем. Дмитрий Немельштейн своими стихами о поле Куликовом не только стал реальным продолжателем прочной традиции русской литературы, но и привнёс в современный литературный процесс весьма значительный вклад подлинно гражданского сознания и поэтического мастерства.
     Цикл "Нечаянные строчки", состоящий из сонетов, являет нам другую грань поэтического дарования Дмитрия Немельштейна. Следует сразу заметить, что, избрав форму сонета, столь "неактуальную" для современного сознания, автор утверждает свою приверженность русской литературной традиции, в которой сонет издавна и очень органично прижился. Избрав сонет, автор установил для себя чрезвычайно высокую творческую планку. Сонеты Дмитрия Немельштейна отличают прежде всего поистине парнасская чёткость, строгость и изысканность форм, то есть качества, изначально присущие этой сложной, но чрезвычайно ёмкой во всех отношениях литературной форме, пришедшей в русскую литературу из иных стран… Автор очень бережно обращается с сонетом, словно чувствуя ответственность перед хрупкостью того волшебного мира, в который он погружает читателя, настроившегося на романтический и возвышенный лад. И нельзя не признать, что это ему убедительно удаётся. Его сонеты легки, а чувства, выражаемые в них, с одной стороны, очень сдержанны, а с другой — содержат лирическую и философскую глубину, делающую эти субъективные чувства принадлежностью литературы, то есть достоянием многих людей…
     Цикл "Стихи разных лет" существенно дополняет для читателя образ поэта Дмитрия Немельштейна. В этом цикле он чувствует себя раскрепощённо, не ограничивая себя зависимостью от формы или тематики. В целом этот поэтический цикл удачно замыкает композицию книги, закрепляя её поэтическое и смысловое единство.
     Религиозные мотивы, естественные для русского поэта, присутствуют в стихах Дмитрия Немельштейна, но всякий раз, обращаясь к этой интимной сфере человеческого духа, автор проявляет удивительную сдержанность, что отличает его от многих современных литераторов, для которых религия лишь повод для политических спекуляций и демонстрации собственной показной благонамеренности:
     
     Уходя, растворяемся мы
     В бесконечности, имя которой
     БОГ. И эти мгновения тьмы —
     Очищение в вечности скорой.
     
     И когда милосердный Господь
     Возвращает нас в Центр Мирозданья,
     То смиряем ли жадную плоть?
     Понимаем ли смысл покаянья?
     
     Если говорить о книге Дмитрия Немельштейна в целом, то она, повторюсь, являет собой очень мощное и цельное явление в литературе современной России и вполне может стать одним из многих факторов, способствующих возрождению национального самосознания народов России — во всей её многонациональной полноте и во всём духовном многообразии.