Александр Алиев __ ИТАЛЬЯНСКИЕ МОТИВЫ НА ДВОРЦОВОЙ
Московский литератор
 Номер 11, июнь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ИТАЛЬЯНСКИЕ МОТИВЫ НА ДВОРЦОВОЙ

     
     ТАК БЫЛО. МОИМ РОДИТЕЛЯМ — профессиональным востоковедам — по роду своей деятельности часто приходилось бывать в Ленинграде, где находилось Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (теперь Санкт-Пететербургский филиал ИВ РАН). Это учреждение с 1949 года занимает здание бывшего Ново-Михайловского дворца на Дворцовой набережной. Пару раз, отправляясь в командировку, отец брал с собою и меня, тогда школьника младших классов. Я отчетливо помню, как меня поразило внешнее и внутреннее великолепие ленинградского сооружения, поразил вид из огромного старинного окна на простор Невы, на шпиль Петропавловского собора. Какой разительный контраст представляло все это с по-своему эффектным, однако, скромным зданием в Армянском переулке Москвы, отданным под головной Институт востоковедения! Ходили мы, разумеется, и в расположенный по соседству (буквально несколько десятков шагов по набережной) Ленинградский Дом Ученых — уже тогда элитный клуб Академии наук. И здесь посетителей встречала поистине царская роскошь интерьеров. Об этом сооружении наш сегодняшний рассказ.
     …В начале апреля 1867 года третьему сыну императора Александра II Великому князю Владимиру исполнилось 20 лет. Это значило, что он завершил свое образование и обязан вступить на государственную службу. Уже при рождении Владимир Александрович был назначен шефом лейб-гвардии Драгунского полка и зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк и Саперный батальон. Государь с самого раннего возраста прививал своим детям опыт государственной деятельности. Так, в 1865 году Великий князь принял на себя звание почетного члена Императорского Московского археологического общества и почетного любителя Императорской Академии художеств. Согласно закону все совершеннолетние члены семьи Романовых имели право распоряжаться своим имением, а посему Александр II распорядился выделить Владимиру 600 000 рублей на обустройство его дворца.
     За несколько лет перед тем от императора последовало указание приступить к возведению домов для его детей — Александра и Владимира. Под строительство был определен участок на Дворцовой набережной близ Эрмитажного театра. С 1720-х годов эта территория петербургской земли принадлежала советнику графу Мусину-Пушкину, который поставил здесь большой дом. Император Павел I пожаловал все владение своему любимцу — обер-шталмейстеру графу Кутайсову, после чего оно вновь отошло к Мусиным-Пушкиным. При Николае I в здании располагались последовательно французское посольство и Министерство Иностранных дел. Наконец, в 1841 году дом поступил в ведение Министерства Императорского Двора и Уделов и стал называться Запасным дворцом.
     В конкурсе на архитектурный проект нового сооружения премия досталась сразу двум претендентам — А. Резанову и К. Циглеру. Однако заказ получил более известный Резанов. К тому времени он был профессором и ректором Академии художеств. Дворец первоначально предполагалось выстроить для старшего из братьев Великого князя Александра Александровича, и в сентябре 1864 года он лично приехал осматривать участок и отданный под переделку Запасный дворец. Но все решительно изменилось весной следующего года. В Ницце скончался от туберкулеза наследник престола Николай Александрович. Титул цесаревича перешел к Великому князю Александру, теперь он получил в свое владение Аничков дворец. Участок же на Дворцовой набережной отдали Владимиру Александровичу.
      При обследовании старого сооружения выяснилось, что они совершенно не могут быть использованы как основа, ибо стены их имеют уже дефекты, а интерьеры переделывались не менее трех раз. Таким образом, ничего не оставалось, как полностью сломать Запасный дворец и примыкавшие к нему служебные корпуса, и возводить все заново. Окончательный вариант был представлен для ознакомления государю, который и утвердил его в мае 1867 года.
     Спустя четыре месяца состоялась торжественная закладка дворца в присутствии Великого князя Владимира Александровича. Еще через год здание подвели под крышу. Параллельно шла постройка боковых крыльев и надворных служебных корпусов. По ходу дела Резанову еще четырежды пришлось исправлять проект. В результате получился весьма сложный архитектурный ансамбль, состоящий из трех частей: дворцового корпуса с отходящими от него вглубь участка флигелями; должностного корпуса, образовывающего в плане букву П и выходящего на Миллионную улицу; конюшенного корпуса, который стоял внутри второго двора.
     Как только завершились основные работы, приступили к отделке фасадов. При оформлении главного из них, смотрящего на Неву, за образец было выбрано флорентийское (венецианское) палаццо XVI века. Цокольный этаж убрали рустованным гранитом, на окнах установили кованые решетки. Вся плоскость стен оштукатурена "под брызг", имитируя камни с рустом. Ряды полукруглых окон обрамляет ленточный орнамент. Каждый из трех этажей разделен панелями и карнизами. Промежутки между окнами бельэтажа заполняют лепные медальоны, а промежутки между окнами верхнего этажа — львиные маски. Некоторую монотонность плоской стены разбивает очень красивый портик, вынесенный к мостовой. Четыре столба и четыре пилястры поддерживают три лицевых и две боковых арки, обведенные лепниной. А над зубчатым карнизом портика находится резной парапет балкона.
     Осенью 1869-го А. Резанов подготовил эскизы внутренней отделки. Конечно же, описывать подробно все помещения Владимирского дворца мы не имеем возможности. Это заняло бы слишком много места, да и как говорится, лучше один раз увидеть… Ограничимся посему кратким обзором. Следует иметь в виду, что зодчий стремился сделать свое сооружение не только парадным, но и максимально приблизить к домашней обстановке.
     С набережной резная дверь с зеркальными стеклами вела в небольшие сени, декорированные витражным изображением великокняжеского герба. Из сеней можно попасть в главный вестибюль: его пол выложен плитами белого и серого мрамора, у стены напротив входа — камин с часами. Справа от него мы увидим дверь, за которой расположены запасные покои — гостиную, приемную и спальню. Ступени налево ведут в анфиладу жилых комнат Владимира Александровича, так называемую собственную половину. Открывает ее Передняя, далее идут Бильярдная, Гостиная, Кабинет, Библиотека. Оформлены эти покои главным образом в "венецианском" стиле, лишь библиотека — в новогреческом. Мебель повсюду дубовая или из орехового дерева. Главным украшением Кабинета служила коллекция оружия — Великий князь был страстным собирателем и любил демонстрировать свое обширное собрание посетителям. А вот из Библиотеки небольшая дверь, скрывавшаяся за одним из книжных шкафов, вела в личные комнаты хозяина.
     Вернемся теперь в главный вестибюль. Центром его является парадная лестница. Именно она подчеркивала такой аспект, как роскошь дворца. С ее верхней площадки можно было попасть в покои будущей хозяйки дома и в парадные залы. Личные покои начинались, как водится, Приемной — необычайно эффектным помещением в помпейском стиле. Темно-красная с желтым окраска стен сочеталась с мягкими цветными росписями во фризе на античные мотивы. Двери были украшены резьбой и росписью. Через приемную хозяйка попадала в Гостиную, затем в Кабинет и, наконец, в Будуар, или, Спальню. Все интерьеры представляют различные вариации на стиль "Людовик XVI".
     Что касается парадных апартаментов, то им были отданы лучшие места в бельэтаже, они тянулись вдоль главного фасада и уходили в глубину обоих флигелей. Приходится вновь и вновь поражаться неистощимой фантазии архитектора Резанова — интерьеры залов, даже если они решались в одном стиле, ни в малейшей степени не повторяют друг друга. Особенно на этом фоне выделяется Большая столовая. Судите сами: стены здесь имитируют покрытие дубовыми панелями, в той же технике выполнены все, даже самые мелкие, детали. Мы встретим мотивы Большого и Малого великокняжеского герба, многочисленные резные фигуры волков, лис, филинов. На стенах были развешаны полотна, иллюстрирующие отечественные былины, с картинами перекликался фриз с 23 русскими пословицами. Сей зал — одно из лучших архитектурных воплощений так называемого стиля a la russe.
     Наконец, в конце лета 1874 года дворец был освящен и готов для въезда своих хозяев. Но этому предшествовало важное событие в жизни Владимира Александровича. Шестнадцатого августа состоялось его венчание с Марией Павловной, дочерью Великого герцога Мекленбург-Шверинского. Через два дня новобрачные принимали у себя во дворце поздравления от членов Государственного Совета, Святейшего Синода, от дипломатов и других важных лиц.
     …В 1877 началась война с Турцией, и Владимир Александрович уехал в действующую армию. После воцарения императора Александра III Великий князь стал быстро продвигаться по службе. Теперь он — главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа, президент Академии художеств, почетный председатель Императорского Российского Пожарного общества. Красавец, наделенный раскатистым голосом, заядлый охотник и утонченный гурман — Владимир Александрович пользовался огромным авторитетом в свете и среди Великих князей. А принадлежность к высшему кругу аристократии обязывала к принятым великосветским развлечениям, посещению театров, устройству у себя во дворце музыкальных вечеров, балов и маскарадов. Например, в январе 1883 года состоялся здесь знаменитый маскарад "Всемирная иллюстрация". Все приглашенные — 245 человек — были одеты в костюмы XVI-XVII веков. Это было обусловлено огромным интересом общества к историческим темам. Любой из гостей мог по желанию принять участие в театральном представлении либо сыграть в различные карточные игры.
     Великая княгиня Мария Павловна была женщиной властной и вспыльчивой, но, в то же время, совершенно очаровательной хозяйкой, ее приемы вполне заслуживали блестящую репутацию, которой они пользовались при европейских Дворах. Начальник дворцовой канцелярии генерал А. Мосолов в своей книге "При Дворе последнего царя…" вспоминал: "Ее Двор затмевал Двор императрицы. Быть назначенной фрейлиной Марии Павловны означало получить шанс сделаться королевой красоты на всех конкурсах красоты, если бы таковые устраивались тогда в России. Событием сезона считались благотворительные базары, проводимые Великой княгиней на Рождество в салонах Благородного собрания Санкт-Петербурга… Мария Павловна была центром любого события в высшем обществе. Ее высказывания повторялись потом по всему городу". Говорят, что один из высших сановников Империи в приватной беседе с коллегой обронил невзначай: "Вот если бы Мария Павловна была у нас императрицей!". Весьма многозначительная фраза!
     Владимир Александрович, будучи самым старшим из дядей Николая II, будучи без сомнения яркой личностью, мог бы стать главой обширной семьи Романовых, хранителем ее традиций. Но случилось иначе. Авторитет Великого князя повергал императора в ужас, императрица завидовала необычайной популярности Великой княгини и холодно отвергала ее попытки стать наставницей государыни в светских делах. Оба Двора все больше отчуждались друг от друга. Окончательный разрыв произошел в октябре 1905 года. Возмущенный слишком суровыми мерами, которые Николай II применил к его сыну Кириллу (тот вступил в недозволенный брак с двоюродной сестрой, к тому же еще разведенной, и теперь был исключен со службы и выслан за границу), Владимир Александрович на следующий день явился к царю и подал в отставку со всех постов, что он занимал в русской армии.
     …После смерти мужа (февраль 1909-го) Мария Павловна приняла на себя звание президента Академии художеств, и в ее дворце стали принимаемы практически все модные художники того времени. Великая княгиня поддерживала регулярную переписку со многими государственными деятелями и писателями Европы и США. А в годы Первой мировой войны эта благородная женщина организовала Комитет по снабжению одеждой нижних чинов, увольняемых на родину из всех лечебных заведений страны.
     Однако наступил февраль 1917 года. Мария Павловна уехала в Кисловодск, и больше в Петроград ей вернуться не довелось. Спустя три месяца в здании на Дворцовой поместился Комитет по делам военнопленных Российского общества Красного Креста, в 1919-м здесь работала библиотека издательства "Всемирная литература". Наконец, в 1920 году весь дворец был отдан под "Дом Ученых". Эта мера спасла уникальное сооружение. Сейчас большинство дворцовых интерьеров выглядит так, как их видели бывшие владельцы.