__ ВЫСТУПЛЕНИЕ Генерального консула Российской Федерации в г.Варна (Республика Болгария), кандидата философских наук Анатолия ЩЕЛКУНОВА на заседании круглого стола "Славянские литературы сегодня в контексте традиций святых братьев Кирилла и Мефодия —духовных покровителей Европы"
Московский литератор
 Номер 11, июнь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ВЫСТУПЛЕНИЕ Генерального консула Российской Федерации в г.Варна (Республика Болгария), кандидата философских наук Анатолия ЩЕЛКУНОВА на заседании круглого стола "Славянские литературы сегодня в контексте традиций святых братьев Кирилла и Мефодия —духовных покровителей Европы"

     
     ТЕМА, ВЫНЕСЕННАЯ НА ОБСУЖДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА Фестиваля "Славянское объятие", на мой взгляд, является весьма актуальной. Хотел бы поделиться некоторыми соображениями ее понимания с российского угла. Опыт России в конце XX столетия и на пороге третьего тысячелетия дает немало свидетельств того, что в этот период со всей очевидностью проявляется усиление не только геополитического, но и духовного давления на уже некоммунистическую Россию как главного звена глобальных проектов вокруг Православия и славянства, осуществляемых в начале минувшего века под флагом марксизма, и продолжаемых сегодня под новыми лозунгами. Кое-кто в нынешнем мире пытается затолкать Россию и славянство в своего рода геополитическую изоляцию, маскируя при этом перестройку международной системы в тогу борьбы с остатками тоталитаризма, а на деле попирая основу основ демократии — международное право. Моральная и геополитическая деградация России в 90-х годах прошлого века привела к морально-нравственной деградации Европы, что, на мой взгляд, если говорить о политическом измерении, наиболее явственно проявилась в варварских бомбардировках Сербии и евроатлантической солидарности вокруг квази-государства Косово.
     Вы, писатели, наверное, изучаете и понимаете больше, чем другие, мировоззренческие основы прошлых и современных обществ, представления людей о добре и зле, долге и чести, о том, что есть человек, что есть Вселенная, каковы их взаимоотношения, в чем смысл жизни и каким образом все это преломляется в поведении людей, в их идеях и принципах, в конкретных задачах общества. И поэтому от вас прежде всего, как мне кажется, зависит создание морально-нравственного климата в обществе, его поведенческих критериев, воспитание элиты общества, без которой оно не может существовать. При этом я не имею в виду под элитой десяток-другой тех, кого называют олигархами и не узкий слой, облеченный властью, а широкий слой социально-активного населения, который является кадровым резервом образования, науки, культуры, журналистики, просвещения и управления. Эта элита не должна быть разрушителем нации, как было с некоторой активной частью постсоветской либеральной интеллигенции, с лихостью большевиков первой волны разрушавшей все прежние устои, в том числе и национальную традицию и наши истоки. Она должна быть созидательной, действительно "солью земли", носителем высокой славянской духовности, национального наследия и быть свободной от комплекса неполноценности перед другой, неславянской частью мира. Ибо как раз отсутствие комплекса неполноценности позволяет уверенно и без самоуничижения признавать и огромное количество своих грехов и несовершенств, что так свойственно нашему славянскому мироощущению, и адекватно оценивать свои несомненные достоинства. В общемировом историческом контексте совершенно очевидно, что без славянства, без России мир не полон, и если мы говорим о европейской цивилизации, то славянские литературы как наследницы традиций святых братьев Кирилла и Мефодия уже давно заявили о себе как самобытная и большая ветвь общехристианской европейской цивилизации. Именно эта ветвь несет через века ценности православного мира, в основе которых его религиозно-философская картина, заданная Нагорной проповедью. В этом незамутненном источнике черпают и будут черпать здоровые жизненные силы: духовные, нравственные, физические — нынешнее и последующие поколения любимых нашим народом писателей и поэтов.
     Сегодня довольно отчетливо проявилась тенденция, когда славянскому миру приходится противостоять, с одной стороны, навязываемой всему человечеству (нередко тоталитарными методами) полной автономии человека от культурных, религиозных, нравственных, семейных ценностей, что входит в противоречие с религиозно-философским сознанием многих цивилизаций (и делается это, кстати говоря, под флагом глобализации), а с другой стороны, — откровенным и все более настойчивым попыткам фрагментировать славян и даже посеять рознь между отдельными его группами. Как известно, были даже попытки под разными (на первый взгляд, вроде бы, благовидными) предлогами лишить кое-кого из славян их национальной гордости, их национального достояния — кириллицы, которая благодаря духовному подвигу многих поколений творцов вошла в сокровищницу европейского культурного контекста, а в силу подлинно гуманистической сущности своих лучших литературных и религиозно-философских достижений оказала огромное влияние на всемирный цивилизационный процесс. Как мне представляется, только тогда литературная традиция русского и общеславянского гуманизма с его достоевским восприятием общечеловеческой боли как своей собственной устоит, если ей удастся избежать соблазна следовать моде постмодернизма, утверждающего в качестве верховной ценности лишь свободу человеческой личности, какими бы экстравагантными ни были проявления этой свободы. Контртезой постмодернистскому пониманию свободы звучат слова Евангелия "Сказал Иисус уверовавшим в Него… если пребудете в слове Моем… познаете истину, и истина сделает вас свободными". (Ин. 8, 31-32). Убежден, что только следование этим заветам убережет от попадания в сети разного рода бессовестных "освободителей", соблазняющих неискушенные души сладкими речами об отсутствии дилеммы добра и зла и самого понятия греха. К примеру, когда одним из критериев истинной демократии и свободы объявляется парад содомистов, прикрываемый благозвучным словом гей-парад, то получается, что демократия — это возможность оскорбления меньшинством тех ценностей, которых придерживается большинство. Такого рода ценностный нигилизм ведет к закату культуры и к демократии, кстати сказать, не имеет никакого отношения.
     Притягательная сила русской литературы в том, что показывая человека как существо в высшей степени сложное, со множеством влечений и потребностей, акцент при этом она делает не на потребностях телесных и физиологических, а духовных: умственных, эстетических и моральных. Ибо удовлетворение первых создает жизнь животную, растительную жизнь без духовных запросов, без идеалов, без высоких стремлений — это в христианском понимании грубая, низшая форма жизни, не жизнь, а прозябание. Но человек — не зритель совершающейся перед ним мировой драмы, а непосредственный ее участник. Источник всех действий человека его воля. И для того, — писал известный в Болгарии и других балканских странах российский духовный писатель и философ начала XX в. Григорий Спиридонович Петров, — "чтобы человек действительно стал на осознанный им разумный, верный путь жизни, недостаточно признания ума, а нужен подвиг, внутреннее движение воли…
     На искание правды вечной
     И душевной красоты,
     а это последнее — главное в человеке".
     Поиск этой правды — характерная черта нашей отечественной литературной традиции, осененной Православием, тысяча двадцатилетие принятия которого в этом году отмечают русский, белорусский и украинский народы. Именно Православие и кириллица были тем катализатором, который способствовал развитию духовной близости между народами России и другими частями славянского мира, которая в силу логики исторического детерминизма (не путать с историческим материализмом) стала движущей силой всенародного подъема за освобождение болгарского народа во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг., последней в череде войн России с Османской империей, благодаря которым народы Балкан получили свободу и возможность восстановить свою государственность. Каждому непредубежденному человеку ясно, что ключ к пониманию этого всенародного подъема — в душах русских людей, в их православном сознании, которому присуще сострадание к страждущему, чувство самопожертвования "за други своя", что так искренне выразил современный российский поэт Александр Жуков в своем стихотворении:
     
     "Покажется кому-то странным —
     Пусть пожалею и не раз:
     Я за себя молить не стану,
     А помолить хочу за вас.
     Да примет Бог мое прошение —
     Пускай я в детстве не крещен —
     Простит все ваши прегрешения,
     Пускай я буду не прощен!"
     
     В заключении хотел бы выразить свою признательность организаторам Фестиваля, прежде всего Славянской литературной и художественной академии, и всем, кто поддержал это в высшей степени благородное начинание.