Вл. Гусев __ ДЕНЬ ФИЛОСОФИИ В КОНЦЕ СЕЗОНА
Московский литератор
 Номер 12, июнь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
ДЕНЬ ФИЛОСОФИИ В КОНЦЕ СЕЗОНА

     
     Приходится констатировать, что отсутствие более-менее общей государственной идеологии продолжает всё более отрицательно сказываться на состоянии народа. Церковь? Это церковь, а не идеология. И опыт учит, что прилежное следование внешним церковным ритуалам вовсе не делает из людей "положительных героев". А иногда всё вообще наоборот. Вспомним это: "Грешить и каяться, грешить и каяться…" (А.Н.Островский). Удобно. Советская власть такого не позволяла… И вообще Бог — это не одни ритуалы, "Бог есть Любовь". О чём все (или многие) просто забыли. Кроме того, в сугубо многонациональной и многоконфессиональной стране, в стране, где чистых атеистов в сущности очень мало, но где вера сплошь и рядом осуществляется во внецерковных формах (причин тому, и важных, много, но разговор это длинный), где сама светская, земная организация церкви давно уже вызывает раздумье, — церковь (та или иная) не может иметь того общегосударственного влияния, которого хотелось бы. Словом, нужна и именно государственная именно идеология.
     Тогда, может быть, не было бы того вопиющего состояния нравов, которое имеем ныне в стране. Единственный реальный бог — деньги, степень нравственности и так далее измеряется просто их количеством. Личная и групповая (мафиозная) корысть стала главным стимулом поведения. Тут ещё этот неостановимый и чудовищный рост цен, идущий под благодушные вопли главных СМИ о всеобщем процветании. Разумеется, этот рост только усиливает в разы то настроение. А тут ещё НАТО на Украине, крымская трагедия, Турция и прочее, прочее.
     Разумеется, "государственная идеология" не решит всех вопросов. Тут нужны и более кардинальные (в "земном" смысле) меры… Но всё же она существенна.
     В связи с этим повторю тезис о первичных принципах, которые не противоречат церковным, а подтверждают их, но всё же обращаются к светскому уровню всеобщего сознания. Это признание светлой духовности как наиважнейшего в мире; это верность Природе: не вопреки ей, а в согласии с ней (великий восточный принцип!); это уважение к национальному началу; это братство людей и народов, как часть самой русской идеи (смотрите речь Достоевского о Пушкине); это великий русский язык как средство общения и понимания там, где другие средства невозможны.
     "Бог да поможет России", как говорилось в одном весьма важном документе ХХ века.
     
     5 мая 2008