Константин Ерофеев __ А ВЫ БЫВАЛИ В МУЗЕЕ "ОККУПАЦИИ"?
Московский литератор
 Номер 15, июль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
А ВЫ БЫВАЛИ В МУЗЕЕ "ОККУПАЦИИ"?

     
     ПЕЧАЛЬНЫМ ЗНАМЕНИЕМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ стали растущие как грибы после дождя "музеи оккупации". Бывшие советские республики-сателлиты и "братья" по соцлагерю вступили в импровизированный конкурс на создание музеев "оккупации" этих территорий Советским Союзом — "просветительских" проектов на словах, а на практике музеев ненависти, злобной мести, русофобии и собственной дикости.
     Идея передвижных выставок-агиток получила наибольшее распространение в правоконсервативных кругах Запада в последние десятилетия "холодной войны". Администрация США с подачи Р.Рейгана, не имея возможности победить СССР в военном противостоянии, ставила цель "эрозии социализма" путем подготовки и проведения идеологических диверсий и психологической войны, подкармливания отечественных "правозащитников"-диссидентов и выращивания агентов влияния. В Антикоммунистическую Лигу, созданную спецслужбами стран участниц НАТО, наряду с респектабельными "советологами" вошли и представители "национальных" и "культурных" обществ, по многим из которых с нюрнбергским свитком законов в руках плакала и тосковала Фемида. Представители "законных" "правительств" просуществовавших неполные два десятилетия прибалтийских государств и никогда не существовавших азиатских и кавказских деспотий, ветераны УНА-УНСО и власовского Союза борьбы за освобождение народов России, структуры никем не признанных в то время униатов и Русской православной церкви заграницей, доживавшие свой век старцы из врангелевского Русского общевоинского союза и молодцы из фашистско-террористического НТС, представители землячеств Кенигсберга и псевдоказаки... Кто только не нашел теплое местечко в Лиге. Никто не предполагал тогда, что спустя каких-нибудь полтора десятилетия эта крикливая и вечно грызущаяся между собой публика превратится в "элиту" новоявленных независимых государств.
     Представляемая Западом как "демократическая" альтернатива коммунизму, та публика к началу XXI века принесла на пространство Восточной Европы и бывшего СССР нацистские методы "умиротворения", затхлую атмосферу эмигрантских кабаков, а также стремление переписать историю и политику сведения счетов как отместку за прошлую униженность и никчемность.
     Уже к началу 90-х в Прибалтике были созданы временные экспозиции во всех красках рисовавшие "зверства режима". Вот Латвия. Экспозиция "музея оккупации" расположилась в 1993 году не где-нибудь, а в помещении бывшего Музея латышских стрелков. Постоянная экспозиция музея состоит из трех основных разделов: период первой советской оккупации (1940-1941), немецкой национал-социалистической оккупации (1941-1944/45), второй советской оккупации (1945 — 1991). Отметим, что советский и гитлеровский режим просто перечисляются через запятую, разницы для латышских нацистов нет. При этом почему-то забыли еще один тоталитарный режим -фашистскую диктатуру президента Г.Улманиса, кровавый террор которого казался в конце 30-х годов для латышей большим злом нежели возвращение в советские "объятия". В экспозиции представлены исторические документы, фотографии и предметы, свидетельствующие о терроре оккупационных властей против жителей Латвии и об участниках сопротивления ("лесных братьях" и карателях рижского гетто и лагерей смерти — здесь и далее курсивом примечания автора — К.Е.). В отдельном зале воспроизведен внутренний вид лагерного барака. Комментарии к экспозиции представлены на латышском, английском, немецком, французском и русском языках. Но для миллионной Латвии (еще один миллион неграждан-нелюдей не в счет) одного музея мало. Созданы передвижные выставки (на нескольких языках и с красивыми названиями): "Латвия в 1939-1991: от оккупации к свободе" экспонируется в школах и музеях Латвии; "Латвия возвращается в Европу" выставляется в Европе, Австралии, Канаде; "Латвия возвращается в свободный мир" экспонируется в США. Выходит ежегодный научный альманах "Ежегодник Музея оккупации Латвии". Музей проводит занятия со школьниками (вот тут уместна фраза А.Солженицына — "растут предатели, растут палачи"), исторические конкурсы для детей (а в Библии помните — кто соблазнит малых сих, лучше бы мельничный жернов на голову...), семинары для учителей истории, издает учебные материалы для преподавания истории Латвии новейшего периода.
     А вот музей Аушрос в Шауляе. Там жалеют политзаключенных и спецпереселенцев (за что их переселили? За карательные операции в Польше и Белоруссии?). Но судя по лицам на старых фото, спецпереселенцы не раскаиваются. Уверенно держат в руках пилы и топоры, строят дома, сплавляют лес по Енисею. Лица невеселые, но спокойные. Нет удушающего страха, как в глазенках детей из Майданека, нет облика полулюдей-полутеней блокадного Ленинграда. Тут же четки и шахматы, расшитые платки и игрушки. Значит, "вашим" все это можно было держать при себе в бесчеловечных условиях советского режима. А что вы оставили "нашим"? Играли ли советские военнопленные в шахматы? Позволили ли вы пронести старикам иконки, а детям игрушки в сарай на окраине Хатыни?
     Что мы все о прибалтах? А как же братья-славяне? Вот экспозиция музея "Кружок Союза Сибиряков" в польской Быстрице Клодской. Пара десятков фотографий пострадавших. Почти все в 40-м высланы в Сибирь, возвратились в Польшу уже в 45-46-м. Нет слов, в Сибири было не сладко. А в оккупированной гитлеровцами стране было лучше? Может, сим "сибирякам" нужно памятник ставить соввласти, что, пусть и таким образом, уберегла их от участи шести миллионов соотечественников, погибших в годы оккупации?
     Не отстают и украинские националисты. Правда, национализм здесь лубочен и убог, именно такой национализм является "последним прибежищем негодяев". Интеллектуалы из поддерживаемого ющенковшиной "музея" поставили дело на широкую ногу. Немало сказано о "голодоморе" и терроре "ЧК-ГБ". Названия экспозиций просто перлы — "хроніка комуністичної інквізиції", "Українські Соловки" (знаю, что есть Глобус Украины, видимо Украинские Соловки только там и обозначены). Есть и фильмы, например, "Між Гітлером і Сталіним" (консультант в том фильме — З.Бжезинский). Кстати, "Державный секретарь" Украины, некий О.О.Зінченко, обязывает все районные администрации обеспечить показ фильма широким слоям населения. Есть и весьма познавательные книги — "Три любови Степана Бандеры", например. А вот еще и выставка — "Украинская Повстанческая Армия". Выставку рекламирует небритая физиономия какого-то урки с биноклем в руках: видимо, сие есть облик идеального украинца. Как минимум, так считает Служба Безопасности Украины, предоставившая "выставке" свои помещения. А вот и "новостная лента" музея — рассказывается об эстонском фашисте Юри Лийме, самостоятельно демонтировавшем два памятника "советским оккупантам" и угрожавшем в свое время взорвать Бронзового Солдата. "Я убираю красный мусор!", — рассказывает фашист (то были памятники эстонцам — выпускникам Таллинской военной школы и эстонскому коммунисту Хансу Пёэгельманну). Эстонский суд недавно оправдал старого фашиста, его торжествующая небритая опять же физиономия красуется на фотографии с сайта киевского музея.
     Стоит ли говорить, что в Эстонии тоже есть музей оккупации. На все еще не забытом русском языке "бойцы вспоминают минувшие дни": "13 февраля эстонский импровизированный полк "Таллинн" (майор Рихард Рубах — Richard Rubach) опрокинули наступавших под Ауверре, один эстонский батальон уничтожил русский десант, другой разбил русский авангард, вышедший на железнодорожную ветку Нарва-Таллинн. Положение было спасено". Дальше еще аховей: "Всего за три месяца наступления русские потеряли 120 тысяч человек, немцы, в том числе эстонцы, 40 тысяч. В этой исторической битве под Нарвой эстонские солдаты завоевали звание лучших добровольцев в войне наряду с саксонцами, валлонцами, скандинавами". Воспоминания об "исторических битвах" эстонцев (вопреки всем законам антропологии одновременно являющихся "и немцами") напоминают воспоминания друга Швейка, тоже ординарца, в кабаке: "Вот, говорю я своему полковнику, что можно начинать наступление"!
     А два года назад открылся музей оккупации и в Грузии (видимо, имени Л.П.Берии). Это уже не первый мемориал, открытый президентом Саакашвили. Первый посвящен "павшим в феврале 1921 года в борьбе с красноармейцами грузинским юнкерам". "Сегодняшние поколения учатся на примере этих героически павших юнкеров — как надо любить родину и как бороться с врагом", — заявил Саакашвили на открытии монумента. Президент карликового государства многоречив: "Среди нас есть грузины, считающие себя излишне умными и прозорливыми, которые заявляют, что, мол, может, не стоит поднимать голоса и надо смириться, но через смирение произошла советизация Грузии, повторять этот опыт мы уже не будем". Себя господин Саакашвили, как видим, к "излишне умным" не относит.
     Отметим, что и украинский, и эстонский, и латвийский музей тесно сотрудничают с отечественным "Мемориалом". Последний совсем недавно открыл "виртуальный музей ГУЛАГа" — на сайте информация о более 60 (!) постоянных экспозициях в нашей стране. В годы ельцинщины сущестовала какая-то разнарядка по устройству подобных музеев. Как явствует из сайта, эти экспозиции есть и в "музее прокуратуры", и в "красном уголке" ИТУ, и даже в "музее МВД". Кто назван врагом устроителями этих экспозиций?