Алексей Агафонов __ НЕГЛАМУРНЫЙ ФОРМАТ
Московский литератор
 Номер 15, июль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Алексей Агафонов
НЕГЛАМУРНЫЙ ФОРМАТ

     
     Сергей ГРАЧЁВ, "Сорванный поцелуй", Рассказы и повести — Подольск, "Информация", 2008
     В РОССИИ БЫЛИ ВЕКА Золотой и Серебряный. И наступил гламурный. Герои гламурного века уверены в себе, живут без тени сомнения. "Прикид" на них от "Армани", да от "Версаче". И жизнь у них удалась, и везучие они во всем. И засорили, и заполонили эти герои собой все. Куда ни кинь взгляд — всюду они со своей гламурятиной.
     Куда же подевались невезучие герои, современные башмачкины, челкаши-бомжи, да макары девушкины? Может, испарились, исчезли, накрылись гламурной позолотой? Может, их в русской юдоли и не осталось? И нет двух миллионов беспризорных детей?.. Нет, они есть и достались нашей русской литературе. А настоящая русская литература помнит о слезе ребенка, в отличие от представителей разных новых мутных волн.
     Как бы ни был талантлив русский писатель, если он не вписывается в гламурный "формат", не видать ему неба в алмазах. Неужели всё перетянула на себя нерусская тенденциозность в литературе? Нет, господа: за внешним колером словесного рукоделья идет незримое течение полнокровной русской словесности. Почему незримое? Так не умеем себя "пиарить". Не обучены-с. Подзабыли наши писатели, что "добро должно быть с кулаками".
     Что же делать писателю, далекому от столичных баталий? Иногда физически и морально. Творить. Но писатель наш бездействует, ждет, когда его призовет "к священной клятве Аполлон". Не хватает нашим писателям дерзания. На эти нелегкие мысли навела меня книга Сергея Грачева "Сорванный поцелуй".
     Сергей Грачев — писатель нравственного жеста, писатель-почвенник — и в прямом, и переносном смыслах. Во-первых, потому, что не безучастен к жизни народной. Кому-то покажется сегодня это литературное направление устаревшим, а определение не модным, но ведь патриотизм в России никогда не был "модным" течением.
     В основе рассказов Сергея Грачева лежит "случай" из жизни. И это нормально. Ведь и "Ревизор" вышел из "случая", и "Преступление и наказание". Из случая на таможне получился у С. Грачева сильный психологический рассказ "Абулия", что значит безволие, бездействие. Вот так и следовало бы назвать автору свою книгу. Ибо героям его — как и в жизни — не хватает дерзости, воли к жизни. Их удел — слабость. Поэтому и невезучие эти в общем-то нормальные люди. Но такими сделали их обстоятельства. Жизнь народа… Но эти — уже не народ, а расщепленное и разбросанное древо.
     Герои рассказов выписаны объемно, выпукло, живо. По нескольким деталям, репликам виден характер, его нравственная суть. Писатель простую ситуацию возвышает до масштаба общезначимого. Как излечить людей от абулии. Не дает писатель рецепты, но он своим творчеством указывает на горечь бродячего зла.
     Да и в век тотального гламура еще есть писатели, которые, не гонясь за дешевой славой, пишут правдивую летопись современной русской жизни. Из этого ряда и Сергей Грачев. Многие сюжеты его рассказов взяты из нашей реальной жизни. Не всегда испытываешь и "радость узнавания", читая прозу С. Грачева. Ибо пишет он и о той порче, которой подверглись его герои в "лихие девяностые".
     Невыдуманные характеры — из нашей суматошной жизни. Где их только не встретишь: и в столице, и в провинции.
     Многие рассказы автора прошли "обкатку" в московских журналах и в "Подольском альманахе". В этом издании Сергей Грачев более десяти лет постоянный автор. Так что патриотизм его неподдельный.
     В книге "Сорванный поцелуй" писатель талантливо изобразил множество оттенков и несообразностей нашего бытия. Рассказы "Абулия" и "Наступление на холдинг" — о том, как живые человеческие чувства разбиваются о людскую черствость и бюрократический прагматизм. Об этом же рассказ и "Сорванный поцелуй", когда эгоизм и нерешительность героя в отношениях с женщиной ведут к трагедии. Нерешительность, отсутствие поступка — русская черта еще тургеневских героев. О чем весьма язвительно написал Н.Г. Чернышевский в статье "Русский человек на rendez-vous". В результате личные драмы становятся тенденцией и превращаются в социальную проблему.
     Великолепен рассказ "Ранение старого Вольфганга", впервые опубликованный в "Подольском альманахе". Старый немецкий солдат вдруг задумывается о своем прошлом, о войне, память о которой он тщетно изгонял из своего сердца. И вот, чувствуя приближение смертного конца, он вдруг проникается благодарностью к неизвестному русскому солдату, который ранил его и тем спас, т.к. вояку списали с фронта, а все его "братья по оружию" погибли. Жжет его память и те зверства, которые они совершили, и не дает покоя старый "вальтер"…
     Книга "Сорванный поцелуй" весьма полифонична. Нашлось в ней место и ностальгическим теперь рассказам советского периода. Очень добрым и лиричным. Писатель находится в поре своей зрелости и, надеюсь, будет радовать своим творчеством.