Виктор Крамаренко __ ПОЭЗИЯ ВИКТОРА МОСТОВОГО
Московский литератор
 Номер 15, июль, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
ПОЭЗИЯ ВИКТОРА МОСТОВОГО

     
     Виктор Мостовой. В круговерти жизни: стихотворения. — Луганск, "Глобус", 2007
     ГОВОРЯТ, НУЖНО ПИСАТЬ только тогда, когда душа этого хочет. Тогда и появляются настоящие стихи. Истинные поэты так и делают: не высиживают, не выдавливают из себя красивую фразу или необычный образ. Они рождаются спонтанно, неожиданно и ждут своего часа, чтоб их записали.
     Но это не значит, что душа поэта отдыхает, что не нужно работать над словом после рождения стихотворения. Вспомните исчёрканные листы Пушкина, высказывание Михалкова о том, что он любит переделывать давно опубликованные стихи и получать от этого ни с чем не сравнимое удовольствие. Душа, отдыхая, вынашивает строки, как мать вынашивает дитя, питая любовью и мудростью родного слова.
     Поэт — не профессия, а образ жизни. Он видит мир не так, как другие, и чувствует его по-своему. Ему подвластно время и пространство, что другим, уж простят меня люди иных профессий, не менее интересных и полезных, не дано. Его жизнь подчинена творчеству, то есть рождению, ежеминутно, ежечасно. Как солнце приносит день, как клетка, расщепляясь, зарождает другую клетку, поэт вынашивает слово, которое в нужный, никому не ведомый момент, появится на свет. С криком, радостью, стремлением познать непознанное, — беззащитное, обнажённое, как дитя. Но, как и в природе, если оно зачато по любви, в нём заложены необычайная красота и сила. И правда, которую ничем не искоренишь, и жизнь, потому что принадлежит оно уже не творцу, а живёт самостоятельной, отдельной жизнью, гармоничной и прекрасной. В этом и смысл творчества. И тайна…
     Таким поэтом, как мне кажется, и есть Виктор Мостовой. Ясно, что его стихи рождались, когда уже не могли не родиться.
     
     Одичалый холм степной
     Так похож на шар земной!
     В разнотравье и цветах
     На семи стоит ветрах.
     Рядом конь копытом бьёт,
     Грива пущена в полёт.
     
     Память и боль за изгнанных с родной земли и спящих в кургане предков слышится в этих строках. Великий дар перевоплощения помог поэту сменить эпоху, облачиться в сбрую, оставить живым вороного коня и погибнуть.
     
     Ветер ударил по струнам ветвей.
     Сумерки горько заплакали.
     Шахту закрыли. Жалеть ли о ней?
     Это шахтёрам на благо ли?
     
     Шахтёрский край, чумазые мужчины, поднимающиеся из-под земли, усталые и счастливые, вдоль железных дорог горы кокса и антрацита… Всё это кадры довоенной кинохроники в моей памяти. И в то же время возникают перед глазами нынешние шахты-призраки, застывшие транспортёры, склонившиеся, словно раненные, ржавые тележки, где даже детвора не находит себе игр. Сразу же вспоминается: "По ком стучит колокол?". У Виктора Мостового этот колокол — она сам. Несправедливость, репрессии, утраченная самобытная культура стучит, гремит всей железной мощью, не давая разгуляться погрязшему в воровстве и разврате обществу. И колокол предчувствует гибель, его песня, на зов которой шли миллионы, когда-нибудь угаснет.
     
     Мчимся, мчимся — далеко ли, близко —
     Мы дорогой русско-украинской.
     Мы летим куда-то без привычки,
     Может, даже к чёрту на кулички.
     …………………………………….
     
     Шахта брошена. Торг неуместен.
     Сказка кончилась о добре.
     Ослепляет лишь солнечный перстень
     Изумрудным лучом на копре.
     
     Гражданственные, философские стихи, где преобладает ностальгия и печаль, занимают в творчестве поэта особое место. Но не менее важно сказать, что Мостовой и глубокий лирик. Его пейзажи, зарисовки, соединяясь с душевными, интимными переживаниями, не могут не тронуть читателя. Чистота созвучий, искренность и нежность красок манят за собой в первозданную природу, заставляя окунуться в неё и почувствовать неотъемлемой её частью.
     
     Осень голову стриженную
     На плаху зимы кладёт,
     Песню, не раз уже слышанную,
     Вьюга опять поёт.
     
     Хочется пожелать Виктору Мостовому новых творческих удач. Чтобы быт и неопределённость не измотали его поэтическую натуру, и читатель увидел его новые прекрасные стихи.