Вл. Гусев __ ОТЧУЖДЕНИЕ
Московский литератор
 Номер 16, август, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
ОТЧУЖДЕНИЕ

     
     Поговорим, наконец, о самой литературе. В ней происходят странные вещи. Причём всё это, происходящее, лежит на поверхности, но почему-то никто не пытается это обобщить, что ли. Ну, как-то сакцентировать.
     Литературу много раз делили на различные "тенденции", но в последние годы есть вот такая тенденция. Некие два потока, практически не сообщающиеся. Первый поток — литература официальная. Хорошая или плохая, не об этом сейчас речь, но официальная. Иначе тут не скажешь, расшифровки бесполезны. Словом, это Леонов, Шолохов, А.Н.Толстой, Булгаков, Платонов, Блок, Есенин, Заболоцкий, ну и далее. Ну и нынешние или недавние в том же ряду: Белов, Ю.Кузнецов и далее.
     И возник второй поток: литература неофициальная. То есть она вполне легальная — не запретная, наоборот.
     Это литература как раз реально читаемая "широкими массами".
     Словом, это Акунин, Улицкая, Донцова, Маринина (продолжайте!) и ребята помоложе, ещё более лихие; имя им легион, перечислять даже и не буду.
     Литература "официальная" ("серьёзная" и т.п., ну, вы понимаете) покамест утешается аргументами в том роде, что нечего потакать глупой толпе, "Ты царь, живи один", "Всех выше оценить умеешь ты свой труд", "Ты им доволен ли, взыскательный художник?" и т.д.; но все понимают и то, что если эти аргументы в принципе и правильны (а они в принципе правильны), то утешают они всё-таки слабо.
     Что же делать?
     Возможно ли ныне "быть серьёзным", перефразируя острого западного классика?..
     Этот вопрос каждый решает в личном плане.
     Если человек и может, и хочет перестроиться или даже подстроиться под атмосферу и желает научиться только лишь развлекать "публику" любыми способами, — то пусть он, как говориться, не сумлевается и делает это. Ведь всё равно сделает. Так что "сумления" излишни.
     Если же человек имеет волю и творческие силы остаться самим собой (а нынче это-то самое трудное!), — то должен остаться.
     Я и такие, как я, сочувствуют, конечно же, ему, а не тем.
     Но рыдать и биться головой о стену тут никто не будет.
     "… ты останься твёрд, спокоен и угрюм".
     
     24 июля 2008.