Ольга Боченкова __ ВНУТРИ МИРА
Московский литератор
 Номер 19, сентябрь-октябрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Ольга Боченкова
ВНУТРИ МИРА

     
     Если поэзию Марины Котовой положить на музыку, точнее, попробовать выразить в музыке то, что поэтесса выразила в стихах, то такая музыка, как мне кажется, должна быть очень спокойна — как лесное озеро (вот уже слышу прозрачные аккорды, виснущие под церковными сводами). Потому что главное в этих стихах — не надрыв, не движение, а любование, пребывание внутри мира, созданного привычными нам всем вещами. Ведь то, что вокруг нас — это, прежде всего, вещи, за которыми
     ...вот-вот и откроется —
      если не смысл бытия,
     То огромное что-то,
      Как синяя даль за холмами.
     Вот ветшает дом, дичает сад. В доме — сор, грязь, а в углу — бумажная иконка в алых маках.
     Окно распахнуто. На подоконник узкий
     Колосья трав роняют семена.
     И чей-то призрак дразнит трясогузка,
     В пыли горячей нежно семеня…
     Но вещный мир недолговечен. Что останется, когда истлеет дерево и бумага, засохнут травы, увянут цветы? Останутся слова, "мысли о вещах", запах, цвет, дыхание, вкус вещей, будут храниться в памяти и… в стихах. ("Всего прочнее на земле печаль и долговечней — царственное слово…")
     И вот — струится река в глухих зарослях, вечерами деревья-великаны безмолвно и надрывно качают прозрачными кронами, клонятся тополя, стрекочут кузнечики… Я читаю стихи Марины Котовой — и вспоминаю мир своего детства, заново переживаю то, что по-настоящему дорого. И это ощущение — самое ценное, что есть для меня в её книге. Книге, пока неизданной (поэзия ныне "нерентабельна"…).
     Река таилась в зарослях глухих…
     Я понимаю эти стихи. Здесь, в таком родном для всех для нас мире (таком родном почему-то даже для горожанина!) и живёт поэзия. И не надо ничего другого.
     Стихам Марины Котовой вообще чужд надрыв. Они текут по течению жизни, в единстве с природой и в её ритме. И в самых лучших из них всё естественно. И осенью "сама собой приходит немота…"
     Куда спешить, к чему рубить с плеча,
     Осеннему безмолвию внимая?
     Работу листьев, клювами стуча,
     Прорабы-галки важно принимают.
     Картины природы в стихах Марины Котовой вообще великолепны. Здесь как будто излишни и метафоры, и сравнения, и прочие поэтические изыски. Природа говорит сама за себя, а человеку нужно только просто и прямо — "без лишних слов" — высказать свои к ней чувства:
     По мхам голубым и по белым, что снегом
     Поляны прикрыли, где разом опешив,
     Безмолвно стоишь, наслаждаясь разбегом
     Сиреневых, жёлтых тугих сыроежек.
     ………………………………………..
     Такой чистотой всё здесь дышит от века.
     И небо в листве — вечной жизни залогом.
     Что, кажется, ближе до Господа Бога.
     И легче прощать и любить человека.
     Черёмуха, ночь, рябина — дивное поэтическое наследство. Здесь же — соловей.
     В мокрой сочной черёмухе, в зарослях ив
     Ах, как он заливается, песнь сохранив —
     Свой завет соловьиному роду…
     Одним соловьём, одним поэтом стало больше в нашем мире. И тем ценней для нас, что вылетел этот соловей из нашей городской повседневности,
     Где придушенный смогом, унылый спешит горожанин
     С чебуреком в желудке и курсом валюты в уме.
     Тем ценнее для нас эта книга (с красивым названием "Бело-снежно"), что она может успокоить, дать душе целительный отдых. Попробуйте после напряжённого трудового дня, оторвавшись, наконец, от монитора, станка, кассового аппарата, — прочитать несколько стихотворений. Каждому будет что вспомнить над этими страницами…
     Не буду что-то выделять, рекомендовать, советовать, "обращать внимание читателя". Пусть мир Марины Котовой каждый откроет для себя сам. Да и сама я, думаю, ещё не раз вернусь к этой книге. Пересмотрю, перечитаю, переживу… У меня есть такая возможность — обратиться к рукописи. Жаль, что этой радости нет у многих моих современников.