Леонид Сергеев __ НИЧЕГО ЛИШНЕГО
Московский литератор
 Номер 19, сентябрь-октябрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Леонид Сергеев
НИЧЕГО ЛИШНЕГО

     
     Рассказы Елены БОНДАРЕНКО (журнал "ПРОЗА" №3)
     Написать короткий рассказ крайне трудно, ведь здесь цель — максимум выразительности и минимум средств выражения. По большому счёту, короткий рассказ должен быть неким стихотворением в прозе. В малой форме раскрыть сюжет, дать экспозицию и образы по силам только мастеру. За последнее время я почти не встречал качественных коротких рассказов, но в третьем номере журнала московских писателей "ПРОЗА" прочитал четыре рассказа крымского автора Елены Бондаренко. В первом же рассказе "Крематорий на дому" Бондаренко демонстрирует зрелое мастерство: на небольшом пространстве создает вполне объёмный трагический эпизод из жизни матери с сыном-пьяницей. Отлично выписанные, (двумя-тремя предложениями) герои и неожиданная концовка делают рассказ добротным, убедительным.
     Во втором рассказе "Крест на цепочке" прекрасно показан внутренний мир героини-девчонки и ее, пусть немного артистический, но великодушный поступок.
     В двух последних рассказах "Медуза" и "Мидии" незамысловатые сюжеты — всего лишь зарисовки из жизни подростков, но перед читателем зримо встаёт при-морский посёлок и живые ребята — не схематичные, как это часто бывает в малой прозе, а именно живые.
     Что особенно привлекает в рассказах Елены Бондаренко — в них не просто ничего нет лишнего, в них каждая фраза работает на сюжет, как бы добавляет мазки к общей расцветке рассказов. И главное, рассказы заражают читателя состоянием героев, заставляют переживать за их судьбы, а это, как известно, основная задача писа-теля. Конечно, при въедливом чтении в рассказах можно найти некоторые погреш-ности, но уверен — составляя сборник, автор всё отшлифует.