Иван Голубничий __ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА
Московский литератор
 Номер 20, октябрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА

     
     Влад КРАСНОЯРСКИЙ, "Следы времени" — М., "Лэкс", 2008
     ЧИТАЯ ОЧЕРКИ, ИНТЕРВЬЮ И СТАТЬИ Влада Красноярского, вспоминаешь классика, сказавшего о том, что "поэт в России больше, чем поэт". Действительно, вот уже больше тридцати лет мы знаем автора как талантливого стихотворца, который объездил полмира и написал несколько поэтических картин во время своих путешествий. Ни в коем случае нельзя сказать, что это чисто созерцательная литература, нет, в ней есть место акценту, с которыми нарисованы пейзажи дальних стран, акценту, свойственному гражданину России, переживающему с ней тяжёлые времена. Гражданская позиция и боль за утраченную страну слышна в большинстве его строк. Вспомним хотя бы его стихотворение "Разговор о России", где он обращается как представитель среднего поколения к человеку, прошедшему войну: "Твои окна заливает светом Новый день. И он сойдёт на нет. Будто у отца прошу совета, Как поверить людям в чёрный цвет?.."
     И всё же для того чтобы более чётко определиться в своей оценке переломной эпохи в жизни страны, а значит, и в судьбе каждого советского человека, талантливому художнику поэтического слова надо было обратиться к "обычной" прозе: она близка и понятна более широкому кругу читателей, нежели стихи.
     Впервые в журналистике Владимир Семёнович Кузнецов заявил о себе ещё в середине 70-х годов, в то время, когда жил в Сибири и начал публиковаться в районной газете "Иртышская правда" в посёлке городского типа Большеречье Омской области. Он писал статьи и фельетоны, касаясь тем на злобу дня. Причём одновременно из-под его пера выходили и стихотворные произведения. Они были замечены главным редактором районки Александром Петровичем Долгушиным, которого Владимир Семёнович считает своим "крёстным отцом" в литературе и журналистике.
     В книге "Следы времени" — только достоверные события и факты, а значит, она историческая. Автора интересуют личности, которые сделали открытия, изменившие весь ход мировой цивилизации, например, А. М. Прохоров, лауреат Нобелевской премии (за изобретение лазера). Среди тех, с кем довелось общаться Владу Красноярскому, — настоящие герои, которые совершали отчаянные поступки (В. Ф. Анисов, И. А. Калиберда, Е. А. Макарова, М. С. Кулешов). Среди респондентов много и обычных людей, правда, их можно назвать "обычными" весьма условно. Певица или скульптор, танцовщица или художник, поэт или преподаватель фехтования — все они с "изюминкой", все неординарные, талантливые и просто хорошие люди. Они раскрываются перед журналистом, который долгое время работал на телевидении и вёл авторские программы, в частности, "Прогулка со звездой", "Земляки", "Войны и судьбы". Передачи одна за другой выходили на экран, а вслед за ними публиковались их печатные варианты на страницах "Медицинской газеты", "Литературной газеты", "Вечерней Москвы", "Московской правды", "Аэрофлота", "Ветерана", в журналах: "Медицинское обозрение", "Твой доктор", "Преодоление", "Турист".
     Работа над созданием книги шла более десяти лет. Автор постепенно подбирал материалы, анализируя их с точки зрения общественной значимости. За это время на Земле не стало Героя Советского Союза В. Ф. Анисова и известного художника-графика Г. П. Завьяловой, учёного и коллекционера С. Н. Горшина и композитора Ю. С. Саульского, доктора и краеведа Б. А. Павлова и народного артиста России А. И. Кочеткова, учёного А. М. Прохорова и ветерана НПО "Энергомаш" О. И. Леонардовой… Однако очерки об этих удивительных людях в книге поданы в том виде, в каком были напечатаны при их жизни. Это — дань уважения автора памяти людей, сыгравших в его судьбе определённую роль. И в этом — историческая значимость "Следов времени".
     Читая книгу, вы подумаете о том, что автор имеет медицинское образование, и не ошибётесь. Правда, первую специальность Владимир Семёнович получил на филологическом факультете. Медики страны знают его по публикациям в "Медгазете" как журналиста, профессионально разбирающегося в вопросах охраны здоровья россиян, а здесь не всё так гладко, как хотелось бы простому человеку, как теперь принято говорить, социально не защищённому. Многое зависит от специалистов, и автор нас знакомит с целой галереей портретов лучших представителей этой самой гуманной профессии на Земле.
     Книгу можно назвать и краеведческой. Она — о Москве и Подмосковье конца ХХ-го и начала ХХI-го веков, о Химках, о людях, которые здесь живут и работают в самых разных областях знания: в науке и культуре, в образовании и медицине, в промышленности и спорте. Пройдёт время, и потомки их вспомнят, открыв эту книгу. Герои Влада Красноярского оставили заметный след на Земле (в своё время), как и он сам. Выходит, что "Следы времени" — это его обобщённый портрет, и он нам интересен разнообразием своих пристрастий, встреч и наблюдений.
     Не менее интересны и публицистические материалы. Автор приводит убедительные аргументы для того, чтобы познакомить читателя с кругом проблем, исследуя их, как и принято в добротной журналистике, со всех сторон. В этом ему помогает аналитический склад ума, умение расположить к себе собеседника, а ещё — жгучее желание помочь тому, кого обидели, обманули, обокрали.
     Автор не страдает многословием. Ему достаточно высветить какой-то один эпизод в жизни человека, и читатель понимает: кто он и чем дышит. Как тут не вспомнить Антона Павловича Чехова, который, без сомнения, был "братом" таланта. О художниках, например, Владимир Семёнович, являясь искусствоведом и членом Союза художников России, рассказывает, пользуясь их же главным изобразительным средством — линией, нет, пожалуй, даже — штрихом. Зачем описывать каждую картину на выставке или распространяться по поводу стилистических наклонностей художника? Достаточно остановиться на нескольких работах, которые запали в душу журналиста (он ведь, прежде всего, человек), и через минимум информации читатель сам откроет для себя мастера.
     Хотелось бы подчеркнуть пропагандистскую (в хорошем смысле этого слова) направленность публикаций Влада Красноярского. Он стремится рассказать миру о самых ярких личностях, которых не "раскручивают" на экранах ТВ, не пиарят, но о них, с точки зрения автора, должны знать россияне. Его герои, грубо говоря, — "штучный товар". Как, впрочем, и сам журналист. И поэт. Этого существенного обстоятельства читатель не должен забывать, знакомясь с прозаическими опусами Влада. У поэтов, которые берутся за прозу, особый ритм. Он соотносится с ударами сердца.