Максим Замшев __ ПОРТРЕТ НА ФОНЕ МУЗЫКИ
Московский литератор
 Номер 21, октябрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Максим Замшев
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ МУЗЫКИ

     
     ГЛЯДЯ НА ТО, ЧТО ТВОРИТСЯ на отечественных сценах в последние годы, оторопь берёт. Кругом какой-то непрофессионализм, безвкусица! Даже в театрах с именем и дорогими билетами с трудом досиживаешь до антракта. Да!. Время, конечно, диктует развлекательность, заставляет даже признанных мастеров вносить в свои проекты элементы шоу, но.. есть же грань. Вспомните советское время! Да. Был элитный Шостакович, и общенародная Шульженко. А есть ли теперь хоть что-то мало-мальски сопоставимое? Да. Воистину империя рухнула вместе с нами и с нашей культурой. Но всё же…. Мы — Россия. И двадцать первый век неумолимо становится веком России, её расцвета. Одним из факторов этого рассвета стало появление на широкой сцене молодого музыканта саксофониста Алекса Новикова.
     Саксофон — инструмент, можно сказать, уникальный. У него едва ли не самое большое число поклонников. Но многие воспринимают его как некую джазовую развлекательную субстанцию, воспринимают в одном эстетическом тоне, идущем от эстетики старой Америки с её сладковатым обаянием. Алекс Новиков на своих концертах показывает, как в руках настоящего мастера инструмент становится настоящим проводником человеческих чувств высочайшего накала. В своих концертных программах Алекс Новиков не ставит себе никаких рамок и границ. Как художник он исповедует свободу в высоком смысле и работает во всех стилях и жанрах, от строгой классики до сложного и противоречивого современного музыкального языка. В его руках саксофон то нежно шепчет, то иронизирует, то настаивает на последней правде, то устремляется к неведомым вершинам.
     Мне не раз доводилось слушать Алекса Новикова в концертах. Могу сказать, что это всегда праздник. Интересно, что его программы выстроены не просто как череда сменяющих друг друга номеров, а как цельное действие. С ним всегда работают великолепные музыканты. И инструменталисты, тонко поддерживающие его соло, и вокалисты, обрамляющие в дорогую оправу бесценный бриллиант его таланта, и даже любимые всеми эстрадные певцы. Так в одной из програма Алекса неизменно участвует звезда российской эстрады Феликс Царикати.
     Алекс Новиков проявляет себя не только как классный солист, но и как тончайший ансамблист. Это легко заметить, когда его саксофон вторит певцам, исполняющим великолепные томные арии из Гершвина. Здесь и такт, и культура, и знакомое только подлинным музыкантом единство со своими партнёрами. Знакомая мелодии французского шансона обретает как будто новый смысл, а классика поражает своей гармоничной цельностью в новой интерпретации.
     Я знаю, что у музыканта впереди много планов, замыслы новых программ. Очень хорошо, что Алекс не замыкается только на узкопрофессиональной стезе музыканта инструменталиста, а делает из своего любимого инструмента глас времени и искусства. Думаю, что уже очень скоро об Алексе Новикове заговорят, как о человеке, расширившем возможности саксофона, сумевшем сделать весьма до этого скоромно оценивавшийся альт культовым инструментом эпохи. Убеждён, что для саксофона Новикова будут писать лучшие композиторы мира, и имя его украсит афиши топовых концертных залов.