Александр Бобров __ ЗАПЕВАЙ, МОСКОВИЯ!
Московский литератор
 Номер 21, октябрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Бобров
ЗАПЕВАЙ, МОСКОВИЯ!

     
     Чьим умом живешь, того и песенки поешь.
      Владимир ДАЛЬ

     
     ЧЬИМ УМОМ СЕГОДНЯ ЖИВУТ СЛУШАТЕЛИ ПЕСЕН? Куда испарилась из них подлинная поэзия и гражданская боль? Вот какие вопросы мучают, когда на тебя обрушивается теле-радиоэфир. Поскольку я преподаю на факультете журналистики в Московском государственном университете культуры и искусства на Левобережной, заинтересовался группой с погребальным названием "Эпитафия" из Химок. Взял диск с их песнями под названием "Заложники системы". В заглавной песне поразили такие слова:
     
     Подземный переход, и школа, и больница,
     И театральный зал — не важно, что взрывать,
     Но в взорванных домах
     Какой нам сон приснится?
     И сможем ли теперь спокойно где-то спать?
     Мой плач, мой крик —
     Один лишь миг.
     Я жить хочу!
     Кроме того, что это поэтически убого, такие слова пробуждают агрессивность или, напротив, подавляют юных слушателей. Ну, а про всякие попсовые "муси-пуси" и "джага-джага" — говорить не приходится. Традиция подлинно поэтической песни — искореняется. Народная песня каленым железом выжигается на главных фестивалях и площадках. Мне кажется, на телеэкран выпускают сегодня только тех, кто предал русскую песню — ее напевность, задушевность, высокое нравственное содержание. Да просто смысл, в конце концов. Как филолог и фольклорист сделаю одно важное замечание: песни Украины и юга России сильны своей мелодичностью и игровой основой, песни центральной России, яркими сынами которой являются Есенин, Рубцов, Фатьянов, — сильны своим поэтически-образным рядом, где напев сливается с выразительными словами. Недаром лирическая, так называемая авторская песня, о которой Толстой сказал: "Это когда поется с убеждением, что главное в песне — слова", родилась в Московии.
     
     Я УЖЕ ПИСАЛ НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ, ОТКУДА ЖЕ ОНА, московская авторская песня? Кто ее предтечи, прародители, первые создатели, мастера жанра. Многие поклонники и даже теоретики этого жанра выстраивают такой ряд: предтеча — Вертинский, а потом — барды-шестидесятники: Визбор, Анчаров, Окуджава, Высоцкий... Кстати, для меня всегда было загадкой: почему барды, а не менестрели (что точнее) или мейстерзингеры (что еще точнее, но труднее в произношении)?
     В Малороссии странствующих исполнителей народных песен и дум называли лирниками, что, по-моему, является самым точным и по-славянски образным названием. Еще молодым я писал в песне: "Не лириком хочу быть — просто лирником, дорогой утолять свою печаль...". Самое поразительное: усилиями советских бардов как бы уничтожались традиции русской авторской песни. А ведь ей — два века! Итак, кто же они, первые лирники, творившие задолго до Вертинского, кто приближал безликую песенную лирику к личностной исповеди сердца?
     Мы не будем углубляться в седые времена и напоминать доказанное: "Слово о полку Игоре" исполнялось как ритмизированная поэма-песня под гусли, а ведь безвестный автор опирался на такой же опыт и дар легендарного Баяна. Первым, кто создал истинно популярную, любимую во всех слоях и повсеместно исполняемую песню был преподаватель Московского университета Алексей Мерзляков, создатель "Песни" ("Среди равнины ровныя..."). Юный поэт из Пермской губернии был переведен в гимназию при Московском университете, а по окончании ее — оставлен при кафедре красноречия, стихотворства и языка.
     Степенный преподаватель словесности, а потом и декан факультета был влюблен в А.Ф. Вельяминову-Зернову и почти все свои лучшие, дошедшие до нас песни создал в ее подмосковном имении Жодочи (нынешний Наро-Фоминский район), о чем свидетельствует автор и составитель первого русского песенника в современном же понимании — талантливый московский поэт и песнетворец Иван Дмитриев. По свидетельству современников, "большую часть своих романсов и простонародных песен" Мерзляков написал с 1808 по 1812 год, а "Среди долины…" — в 1810 году. Это и дает нам право заявить: московская авторская песня в современном понимании родилась 200 лет назад.
     Так что возрожденной в Москве древнерусской песенной традиции — поющий поет о себе, а слушатель о себе же слушает, передавая песню дальше — два века! Ну, а дальше — покатился снежный ком...
     Актерская песня тоже родилась на Московской земле. Романс актера и песельника Николая Цыганова, современника Пушкина, "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан..." сразу стал знаменитым. Были и другие актеры, кроме Цыганова, и даже актрисы, писавшие песни. Автором известнейшей песни "Вечор поздно из лесочку", вероятнее всего, является Кузнецова-Горбунова Прасковья Ивановна (по сцене Жемчугова, в замужестве Шереметьева) — легендарная Параша Жемчугова.
     Огромный вклад в развитие поэтической песни внесло моё любимое Замоскворечье. Несравненное культурное явление — "Кружок Александра Островского", молодая редакция "Москвитянина". Уроженцы Замоскворечья Александр Островский и Аполлон Григорьев подняли русскую песню на новую высоту. Первый включал их в свои великие пьесы, второй — сам пел и сочинял. Критик-почвенник был первостатейным автором и исполнителем своих песен под гитару. Об этом свидетельствуют авторитетные современники от Якова Полонского до автора "Истории семиструнной гитары" Стаховича. Афанасий Фет так характеризовал исполнение Григорьевым своих стихов, в том числе знаменитой "Цыганской венгерки" из цикла "О, говори хоть ты со мной…": "Он собственно не пел, а как бы пунктиром обозначал музыкальный контур пьесы". Пьесами тогда назвали законченное стихотворное произведение. Это ведь характеристика исполнения стихов под гитару!
     Интересно, что Герцен опубликовал авторскую солдатскую песню самого Льва Толстого, жившего на Пятницкой улице, даже не представляя себе, что граф может создать столь народные куплеты: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". В первой публикации издатель "Свободных русских песен" сделал приписку: "Эти песни списаны со слов солдат. Они не произведение какого-нибудь автора, а в их складе нетрудно узнать выражение чисто народного юмора". Чтобы развеять это лестное мнение Лев Николаевич споет свою "Солдатскую песню" в Лондоне, в семье Герцена, аккомпанируя себе на фортепьяно и развеивая всякие сомнения, кто ее автор.
     Потом традиция была подхвачена многими поэтами. Лидия Сейфулина вспоминала, как пел под гитару Сергей Есенина, приехавший из Спас-Клепиков к отцу в Замоскворечье: "У него была русская манера пения: это когда поётся с убеждением, что главное в песне — слова". Главное — слова! Это девиз поэтической песни. Вот какого фестиваля среди многих бардовских междусобойчиков не хватает — праздника поэтической песни.
     Три великих поэта-песенника ХХ века — Есенин, Фатьянов, Рубцов, чьи поэтические строки поют, не зная даже авторства — часто сами напевали свои стихи под гармонь или гитару, дарили мелодии композиторам. Ныне живой патриарх русской песенной поэзии Виктор Боков написал целый цикл песен — и стихи, и музыку.
     Как видим, этот ряд имен несколько отличается от привычного перечня основателей бардовской песни. И они, конечно, поющие поэты, и их песни могут звучать, но нужно проследить подлинную историю авторской песни, расширить палитру, привлечь авторов-классиков, доказать, что Песня — это живой жанр классической и современной поэзии. Многие авторы-исполнители продолжают писать песни на стихи Пушкина и Блока, Ахматовой и Цветаевой. Тут есть настоящие открытия, но они неизвестны широкому слушателю. Целый ряд московских фольклорных коллективов и даже рок-ансамблей исполняют не только народные и свои песни, но и произведения классиков или живущих поэтов-современников. Очень многие поющие актеры по тем или иным критериям не укладываются в рамки фестиваля имени А. Миронова, но прекрасно поют романсы на стихи классиков и поэтов-современников. Наконец, есть современные поэты, пусть и неважнецки поющие, которые не вписываются, как сегодня говорят, в формат многочисленных бардовских фестивалей, которые, увы, все больше становятся коммерческими проектами (достаточно вспомнить разделение и снижение звучания Грушинского фестиваля). Но ведь в их немудреном исполнении звучат настоящие стихи. Например, Николай Тряпкин, чтобы не заикаться, все свои яркие стихи напевал под один мотив. И как прекрасно звучало!
     
     ПОТОМУ ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ СТАТЕЙ, в том числе в "Московском литераторе", и вышел я с предложением о проведении фестиваля поэтической песни на комитет по культуре правительства Москвы, встретив полное понимание. К работе подключился Институт социально-культурных программ, было разработано и расширено положение, куда включили еще конкурс исполнителей народных песен и патриотических песен о Москве, назвав его почему-то по строке из малоизвестной песни: "Там, на горушке, стояла Москва". Но фестиваль поэтической песни (в нынешние антипоэтические времена это не "масло масленое"!) вошёл главной составляющей и носит название по заглавной строчке романса Мерзлякова "Среди долины ровные".
     Кстати, прочитав мои статьи, в Пермской области решили провести фестиваль с таким же названием с подзаголовком "Поющие поэты". В ноябре, в рамках Астафьевских чтений пройдёт главный концерт-конкурс, на который пригласили меня. О своих пермских впечатленииях — напишу.
     Мы начинаем Московский открытый (значит, и для авторов из Подмосковья) трехлетний фестиваль поздней осенью этого года.
     
Автор — лауреат премии имени Алексея Фатьянова, обладатель большой золотой Пушкинской медали, член жюри Фестиваля.

     
     Контактная информация
     Оргкомитет: 125167, Москва, Красноармейская ул., д.11, стр.2, МИСКП. Электронная почта miskp@mail.ru, тел.: (495) 223-64-29, доб. 325, факс: (495) 223-64-29.