Александр Алиев __ ЛЕГЕНДЫ СТАРОЙ КОЛОМНЫ
Московский литератор
 Номер 24, декабрь, 2008 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ЛЕГЕНДЫ СТАРОЙ КОЛОМНЫ

     
     Как-то так повелось, что последние годы я хожу в отпуск исключительно в августе, а самые жаркие летние месяцы — июнь и июль — провожу, главным образом, в городе. Конечно, по выходным удается вырваться из суматошного мегаполиса на природу. А иногда я устраиваю себе в эти дни праздник — езжу по историческим местам ближнего Подмосковья. И вот как-то мы с одной знакомой решили отправиться в старинный русский город Коломну. Пока автомобиль преодолевал 113-километровое расстояние по Рязанскому шоссе, вдоль которого то и дело мелькала среди невысоких холмов и заливных лугов гладь Москвы-реки, я и моя спутница вспоминали, что же нам вообще известно об этой самой Коломне…
     
     Коломна относится к числу старейших подмосковных городов, ее 830-летняя история сплошь соткана из удивительных событий и фактов, таинственных легенд и сказаний. Впервые Коломна упоминается в Лаврентьевской летописи под 1177 годом как пограничный пункт Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. Но не исключено, что этот град, стоящий на слиянии рек Москвы и Коломенки, основан лет за 30-40 перед тем — археологические раскопки сие подтверждают. В 1301 году князь Московский Даниил — сын Александра Невского — присоединил Коломну к своим владениям; именно это событие стало началом объединения русских земель вокруг Москвы. А князь Иван I Калита в своем духовном завещании упоминает город уже как наследственное московское владение: "Се дал есмь сыну своему большему Семену… Можаеск, Коломну со всеми коломенскими волостьми: Городенку, Мезыню, Песочню…"
     Город растет, украшается домами, церквями, монастырями, укрепляется стенами. Конечно, вплоть до конца XV столетия его постоянно терзают различные напасти: пожары, эпидемии, татарские нашествия… Однако Коломна подобно легендарному Фениксу каждый раз восстает из пепла. В 1353 году учреждается Коломенская епархия, что подчеркивает особое место Коломны среди прочих русских городов.
     
     …Тем временем слева от шоссе промелькнуло село Старки с оригинальной архитектуры храмом, и почти сразу же показались здания и фабричные трубы промышленных предприятий Коломны. Мы попетляли немного по современным улицам, следуя указателям, добрались до центра. И вот, наконец, перед нами ОН — Коломенский кремль, важнейший историко-культурный ансамбль. Сколько всего связано с ним!
      Возведение новых городских укреплений началось в 1525 году по повелению Великого князя Василия III. Через шесть лет взорам современников предстало весьма внушительное сооружение. Крепостная стена с 17 башнями (из них четыре проездные) имела длину почти два километра и опоясала территорию в 24 гектара. Высота стен достигала в среднем 20 метров, толщина — до 4,5 метра. По своей архитектуре Коломенская цитадель имеет явное сходство с Кремлем в Москве — краснокирпичные стены и башни украшены характерными двурогими зубцами — "ласточкиными хвостами". Поэтому нет почти никаких сомнений, что постройкой здешней крепости также руководили итальянские архитекторы. Отметим, что коломенские башни, в отличие от московских, не были впоследствии надстроены шатрами и сохранили оригинальные четырехскатные кровли.
     Вид цитадели неизменно вызывал восхищение у всех, посещавших Коломну. Например, архидьякон Павел Алеппский, сопровождавший своего отца, Антиохийского патриарха Макария в его поездке в Россию в 1654-1656 годах, записал: "Стены… выстроенные из больших камней и крепкого, чудесного кирпича, страшной высоты… башни походят на башни Антиохии — или даже лучше и красивее их по постройке — удивительно крепки и непоколебимы… Несомненно, это постройка, доведенная до совершенства и достойная удивления зрителя".
     Укреплениям Коломны отдали должное российские государи — Петр I и Екатерина II. Правда, к середине XVII столетия город потерял военно-оборонительный статус, содержание кремля стало нерентабельным, и он стал постепенно разрушаться и разбираться местными жителями для возведения гражданских зданий. Это стало причиной неудовольствия Екатерины, хотя в целом визит в Коломну ее чрезвычайно порадовал — императрица пожаловала городу давно заслуженный герб, а на портрете, заказанном вскоре после поездки, пожелала быть запечатленной в коломенском кокошнике и ожерелье. Для исправления же существующего положения (запущенность города, его хаотичная застройка) в Коломну был командирован видный московский архитектор Матвей Казаков с группой помощников. Зодчий составил план регулярной застройки города, а, кроме того, исполнил серию рисунков с видами кремля и некоторых видных зданий.
      Заметим кстати, что процесс разрушения Коломенского кремля был остановлен указом императора Николая I, но к тому времени существенная часть укреплений уже была потеряна. Ныне сохранились целиком семь башен, два участка и одно прясло стены.
     
     …Нынче в старую цитадель можно пройти несколькими путями. Например, через главный вход — Пятницкие ворота или по Кремлевской улице. А можно мимо огромной Коломенской башни (участок стены вдоль набережных Коломенки и Москвы-реки отсутствует), что мы и сделали. Всех входящих в кремль с этой стороны "приветствует" бронзовый Дмитрий Донской. Святой благоверный князь представлен восседающим на коне в полном вооружении, как бы перед выездом на поле брани. В жизни Дмитрия Ивановича Коломна занимала очень важное место. Здесь в январе 1366 года в небольшой деревянной церкви Воскресения Словущего шестнадцатилетний Великий князь Московский венчался с княжной Евдокией Суздальской. В августе 1378 года на реке Воже под Коломной был разбит отряд татарского мурзы Бегича, а спустя два года в Коломне формировалось объединенное войско для решающей схватки с ордынцами на Куликовом поле. В честь блестящих побед русского оружия по указу Дмитрия Донского строится Успенский кафедральный собор, а несколько позже в трех верстах от города закладывается Бобренев Богородице-Рождественский монастырь. Здания Воскресенского и Успенского храмов (в перестроенном виде) сохранились и вместе с несколькими другими постройками составляют величественный ансамбль Соборной площади Коломенского кремля. А в прошлом году, когда в древнем городе праздновались Всероссийские Дни славянской письменности и культуры, здесь появился еще памятник великим просветителям — святым равноапостольным Мефодию и Кириллу.
     
     Много, очень много интересного находится и на собственно кремлевской территории, и на старинных городских улицах. Однако меня и мою спутницу больше всего интересовала упомянутая выше Коломенская башня, та, что видит любой, въезжающий в город со стороны Москвы. Это самое популярное местное строение, подлинный символ Коломны. Разнообразные сувенирные изображения башни продаются, наверное, в любом соответствующем магазине или киоске.
     Изначально башня была западной сторожевой вышкой города, охранявшей Астраханский тракт — одну из древнейших дорог Российского государства. Коломенская — самая высокая среди сохранившихся башен кремля — высота ее 31 метр, а диаметр — 13 метров. Сооружение вообще-то граненое, но ежели смотреть на него издали, то оно кажется круглым. Именно этим объясняется второе официальное название башни — Круглая наугольная. По граням столпа в шахматном порядке расположены 27 окошек-бойниц, что увеличивало угол обстрела и помогало держать круговую оборону. По своим пропорциям строение очень близко Беклемишевской башне Московского Кремля.
     Башня как магнитом притягивает туристов. Еще бы — ведь с ней связана такая легенда! Начиная с 1620-х годов коломенцы именовали ее "Маринкиной". И так уж получилось, что именно под этим презрительным именем башня вошла в историю. Дело обстояло следующим образом.
     1611 год, месяц август. Самый разгар русской Смуты. В город приезжает польская авантюристка Марина Мнишек, супруга Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II. Когда второй самозванец — Тушинский Вор — потерпел полный крах и был убит, Марина вместе с их малолетним сыном Иоанном выехала в Коломну и обосновалась здесь на правах царицы. "А была за нею Коломна вся, а чины у нее были царьския все: бояре и дворяне, и дети боярские, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася "царицей" ко всем бояром и воеводам". Прошло несколько месяцев. Новый Маринин защитник и любовник, донской атаман Иван Заруцкий попытался задержать Второе ополчение князя Пожарского, а когда попытка провалилась, он "ис под Москвы збежал на Коломну к жонке к Маринке". Мнишек обманом впустила в город сборные польско-казацкие полки, велев снять с Пятницкой башни массивные створчатые ворота и двойные герсы (подъемные решетки). Коломенцы оказали Заруцкому весьма холодный прием, и тогда он приказал своему воинству ограбить город. "И, взяв жонку да малого, с Коломны пошол" на Рязань, а оттуда в Астрахань.
     На реке Яик (Урал) всю эту компанию настиг отряд стрельцов и, заковав в цепи, отослал в Москву. В конце июля 1614 года Заруцкий и трехлетний "царевич" Иоанн Дмитриевич были казнены. Что же касается судьбы Марины, то здесь начинаются загадки. Русские послы сообщали польскому правительству, что Мнишек "умерла на Москве от болезни и от тоски по своей воле"; согласно другим источникам, ее повесили или утопили. Однако существует устойчивая версия, будто бы гордая полячка была заключена в той самой Круглой наугольной башне Коломенского кремля, где и скончалась ранней весной 1615 года. А кто-то утверждал, что ее тайно выкрали из узилища и продали в гарем к персидскому шаху Аббасу. Кроме того, жители города твердо верили — эта женщина была великой ведьмой и однажды ночью, прочитав заклинание и превратившись в ворону или сороку, вылетела из бойницы. И вот душа Марины в облике вороны до сих пор летает над кремлем и оглашает окрестности.
     
     Восемь этажей Маринкиной башни соединены между собою винтовыми лестницами. Мы договариваемся предварительно с охранником, и когда уходит очередная экскурсия, специально задерживаемся на самом верху, где реконструирована гипотетическая темница Мнишек. Помещение круглой формы, диаметром менее пяти метров. На одной из стен укреплено католическое Распятие, под ним — небольшой столик с раскрытой Библией, подсвечником и вазочкой для гусиных перьев, рядом стул. Подходим к окошку. Высота головокружительная, старинный город лежит внизу как на ладони. Охранник Сергей рассказывает нам продолжение легенды о польской красавице и о Маринкиной башне.
     Перед тем как покинуть Коломну в августе 1612 года, Мнишек якобы спрятала часть хранившихся здесь несметных царских сокровищ где-то у подножия этой башни. Другую же часть по ее приказу вывезли из города, сложили в огромную яму и прикрыли снятыми с Пятницкой башни воротами и герсами. После того, как все исполнители удалились, Марина наложила страшное заклятие, что никто кроме нее, никогда эти сокровища не найдет. Ну, а то, что осталось в Коломне, стережет Маринка сама — обернувшись птицей, кружит и кружит возле башни.
     А может быть, томилась в этой постройке совсем другая женщина. Тоже Маринка, но хорошо известная в середине XVII века городская полусумасшедшая — монахиня одного из монастырей. О ней после специального епархиального дознания выяснилось, что была она активной лесбиянкой. (Если точнее, то очень похоже, что это был просто гермафродит.) Чтобы она не вводила в соблазн сестер по обители, ее изолировали именно в эту башню, которую в народе и стали потом именовать "Маринкиной".
     Может, именно так все и случилось. Но согласись, читатель, предания о Марине Мнишек звучат гораздо более романтично. И им есть кое-какие "подтверждения". Так, сотрудники музея-заповедника "Коломенский кремль" утверждают, что воронье вьется лишь возле Маринкиной башни, а к другим не подлетает. По ночам в башне слышен еле уловимый стук женских каблучков, вспыхивают таинственные огоньки. И еще: надолго в одиночестве здесь оставаться нельзя: возникает ощущения чьего-то присутствия, легкого дыхания. И признаюсь откровенно, нам в какой-то момент тоже стало не по себе — будто бы светящиеся глаза польской панночки пристально наблюдали за нами из какого-то угла… Ну, а мнишековские сокровища, якобы спрятанные в Коломне и окрест нее, и посейчас не дают покоя исследователям. Пытаются копать и у Маринкиной башни, и в бывшем урочище Старцевский Брод, что в 25 верстах города. Но всякий раз, по словам следопытов, их гонит от этих мест безотчетный страх. Правда, они опять и опять приходят туда.
     …Когда мы возвращались обратно в Москву, моя спутница, задумчиво повертев в пальцах сувенирную Маринкину башенку, сказала: "Чудаки: кто же ищет клады днем? Они же только по ночам открываются".