Светлана Замлелова __ ТЕМ, КТО ЛЮБИТ РОССИЮ
Московский литератор
 Номер 1, январь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Светлана Замлелова
ТЕМ, КТО ЛЮБИТ РОССИЮ

     
     Литературно-исторический альманах “ВЕЛИКОРОССЪ” (№4, 2008)
     УКРАИНА И БЕЛОРУССИЯ, Казахстан и Армения, США, Австралия, Норвегия и Монголия — вот лишь неполный перечень стран, граждане которых стали авторами и читателями литературно-исторического альманаха ВЕЛИКОРОССЪ. Вышли всего лишь четыре номера, но Альманах приобрёл уже широкую известность и, не побоимся этого слова, разошёлся по всему миру.
     Напрасно иные трусоватые или, напротив, не в меру ретивые читатели морщат носы, проговаривая название Альманаха. Мода на борьбу с так называемым русским фашизмом, неприязнь ко всему русскому, ещё недавно разлитая в воздухе, заставляют одних стесняться собственного самоназвания, других же, в пароксизме вседозволенности, открывать охоту на ведьм. Но ВЕЛИКОРОССЪ не прячет лица. И, едва появившись на свет в 2006 году, без обиняков и экивоков провозгласил, обращаясь в первую очередь ко всем "самым благородным иностранцам" и "клеветникам России":
     
     Кто мог бы словом и примером
     Нас удержать, как крепкою вожжой,
     От жалкой тошноты по стороне чужой…
     
     Эти слова А. С. Грибоедова стали эпиграфом к первому номеру Альманаха. Они же определили его стратегию и тематику вышедших следом номеров.
     Да и само название о многом расскажет вдумчивому читателю. А чтобы помочь разобраться, чтобы отклонить разом все вопросы и опасения, редакция сочла возможным и нужным разместить в первом же выпуске Альманаха под рубрикой "Наша история" статью В. О. Ключевского "Психология великоросса".
     Так вот кто такой великоросс, господа русофобы и трусливо оглядывающиеся иваны, позабывшие родство! Это не монстр с физиономией олигофрена, не расстающийся с "калашом" и бутылкой, уничтожающий всё прекрасное и генетически нерасположенный к свободе. Это отважный, привыкший к своенравию и капризам родного климата труженик. Единственный в Европе, способный к невероятному кратковременному напряжению труда и единственный же в Европе, непривычный к труду размеренному и постоянному. В том же номере Альманаха помещена заметка Ф. М. Достоевского из "Дневника писателя" за 1877 год о замученном унтер-офицере 2-ого Туркестанского стрелкового батальона Фоме Данилове. Кому памятен сегодня этот скромный великоросский крестьянин-труженик, сгинувший где-то, пропавший ни за что в Средней Азии? А между тем, этот незаметный и забытый со временем человек, явил такое колоссальное напряжение сил, что современники с восторгом называли его героем — кипчаки замучили Фому Данилова до смерти. Впрочем, у Фомы был выбор: в обмен на жизнь перейти в магометанство…
     Но было бы ошибочно думать, что ВЕЛИКОРОССЪ нарочно пичкает своих читателей историями в этом роде. В первом же номере — И. А. Ильин о "художественно превосходном и художественно неудачном" в статье "Современная русская художественная литература". Сетует во втором выпуске Ф. В. Ростопчин, московский генерал-губернатор времён наполеоновского нашествия: "Ужели Бог Русь на то создал, чтоб она поила, кормила и богатила всю дрянь заморскую!.." Ф. И. Шаляпин в статье "Русские люди" (главы из книги "Маска и душа") вспоминает современников, начиная парикмахером Фёдором, горевшим "простонародной русской талантливостью и несравненной русской сметливостью и расторопностью", и заканчивая императорской фамилией, любившей театр и уделявшей ему личное внимание…
     "Наш крестьянин, — утверждает А. С. Пушкин в статье "Путешествие из Москвы в Петербург", помещённой в третьем выпуске под рубрикой "Наше наследие", — опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день". И тут же: "Прочтите жалобы английских фабричных работников: волоса встанут дыбом от ужаса!.. У нас нет ничего подобного…"
     "Так что же случилось?" — недоумевает А. С. Будилович, филолог-славист, издатель "Московских ведомостей" в 1907-1908 гг. "У народа словно отшибло историческую память. Святыни семьи, Родины, Отечества совершенно поблёкли перед чувствами <…> к модным доктринам, как бы своекорыстны, нелепы и преступны они ни были…"
     Эта перекличка классиков на страницах ВЕЛИКОРОССА венчается статьёй И. А. Ильина "Значение семьи" (из книги "Путь духовного обновления"), представленной в недавно вышедшем четвёртом номере Альманаха. "Презрение к прошлому, к своим предкам и, следовательно, к истории своего народа, порождает в человеке безродную, безотечественную, рабскую психологию. А это означает, что семья есть первооснова Родины!"
     
     СОВРЕМЕННАЯ СЛОВЕСНОСТЬ заявляет о себе как набором прославленных имён, так и именами тех, кто лишь пробует свои силы, нащупывает собственный стиль и подаёт надежды на скорейшее его обретение.
     Михаил Лобанов, Николай Плевако, Владислав Фатьянов, о. Ярослав (Шипов), о. Андрей (Горбунов), Лидия Паламарчук, Андрей Кондратенков стали постоянными авторами и друзьями Альманаха. К этим выдающимся писателям и общественным деятелям на страницах четвёртого выпуска ВЕЛИКОРОССА присоединились Лев Котюков, Сергей Соколовский, Иван Голубничий.
     Лев Котюков, поэт неистовый, кипящий, представлен в Альманахе материалом в высшей степени неожиданным и захватывающе интересным. Это статья о поэте… Иосифе Джугашвили, и стихи его в переводах Льва Котюкова. Мало кто знает, что "тиран" был неплохим стихотворцем, и
     
     В напеве его и в песне,
     Как солнечный луч чиста,
     Жила великая правда,
     Божественная мечта.
     
     Сердца, превращённые в камень,
     Будил одинокий напев.
     Дремавший в потёмках пламень,
     Взметался выше дерев.
     
     Поэзия Сергея Соколовского наверняка разбудит превращённые в камень сердца. Тонкий, нежный лирик, точно растворившийся в просторах Руси, точно слившийся с соловьиной трелью и ароматом берёзового листа, поэт бережно, как хрупкие полевые цветы передаёт читателю своё ощущение Родины. А это и "белая церковь над рекой", и "сосны до небес", и "чугунок до боли скромный", и "сеновал такой душистый", и "щи отменно хороши".
     В несколько необычной для себя роли выступил на страницах ВЕЛИКОРОССА Иван Голубничий, более известный как публицист, переводчик и поэт, балующий читателя многообразием самобытных, нетривиальных образов, способный лишь несколькими строчками создать настроение, передать атмосферу пустынной улицы, опустевшего жилища… С большим удовольствием ВЕЛИКОРОССЪ знакомит читателя с прозой Ивана Голубничего. Рассказ "Инструкция покойника" — это история без начала и конца, точно случайно подсмотренная и выхваченная автором у нашей "суетной, бестолковой, наполненной неизбывной погоней за иллюзиями жизни".
     К сожалению, не представляется возможным рассказать или хотя бы упомянуть обо всех авторах литературно-исторического альманаха ВЕЛИКОРОССЪ. Пусть сам читатель рассудит и выберет то, что ему мило.
     Когда-то великороссам суждено было стать государствообразующим народом, сплотившим вокруг себя другие народы в Великую Россию. Вот и ВЕЛИКОРОССЪ претендует сегодня на то, чтобы сплотить всех пишущих и думающих по-русски.
     Поэзия и проза, философские эссе, исторические очерки и заметки по краеведению — на страницах альманаха ВЕЛИКОРОССЪ каждый читатель непременно найдёт для себя что-нибудь интересное. Авторы Альманаха, объединённые любовью к Отечеству, обращают своё творчество к тем, кто любит Россию, кому дороги её многострадальная история и богатейшая культура.
     
Автор – ответственный редактор литературно-исторического альманаха "ВЕЛИКОРОССЪ"

     
     
     Адрес электронной версии "Великоросса": http://www.zamlelova.ru/?id=537