Александр Алиев __ СЛЕДЫ ВЕДУТ ВО ФЛОРЕНЦИЮ
Московский литератор
 Номер 2, январь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
СЛЕДЫ ВЕДУТ ВО ФЛОРЕНЦИЮ

     
     ВСЕ знают, что Северная Пальмира — Петербург — населена львами. Нет-нет, разумеется, не живыми (хотя таковые тоже имеются — в местном зоопарке), а воплощенными в металле и камне, теми, что с давних пор служат здесь украшением набережных, парадных лестниц, фонтанов.
      Лев по праву считается царем зверей: сильный и ловкий хищник исполнен величавой благородной красоты: горделивая осанка, стройное мускулистое тело, могучие лапы. А как своеобразна крупная голова с густой гривой, какой грозный вид имеет оскаленная пасть! И неудивительно, что изображения львов с незапамятных времен вошло в искусство многих народов. С начала же XIX века, с окончательным утверждением в русской архитектуре классицизма, статуи львов получили широкое распространение в Петербурге.
     Самый популярный тип петербургских изображений этого животного — сторожевые львы, опирающиеся передней лапой на шар. Они давно уже превратились в один из символов города на Неве, на их фоне так любят фотографироваться туристы. Подобные львиные пары обычно ставились симметрично по сторонам подъездов дворцов и особняков, загородных вилл и дач. Именитым, богатым вельможам импонировало такое украшение — ведь оно придавало особую величавую торжественность наружному виду их жилища, красноречиво говорило о силе, власти и могуществе владельца.
     Фигурально выражаясь, львы пришли в Северную столицу с Запада, из Италии, а само их появление — дань увлечению античной культурой. Попробуем же, читатель, проследить путь, каковой "проделали" эти звери от солнечных италийских равнин до туманных невских берегов.
     
     ФЛОРЕНЦИЯ. Колыбель европейского Ренессанса. Город-музей, сокровищница бесценных памятников архитектуры, скульптуры, живописи.
     Главная и красивейшая площадь Флоренции — площадь Синьории (Piazza della Signoria). Когда-то давно, во времена Флорентийской республики, была она центром политической жизни. В расположенном здесь горделиво сумрачном, как средневековый воин, Палаццо Веккио (Palazzo Veccio) заседала в XIV-XV веках Синьория — правительство города-государства. Ко дворцу примыкает Лоджия деи Ланци (Loggia dei Lanzi). Это аркадное сооружение было выстроено между 1376 и 1382 годами архитекторами Б. Чионе и С. Таленти и предназначалось для собраний и торжественных приемов. После падения республики и превращения Флоренции в великое герцогство Тосканское, здание лоджии было отдано под кордегардию ландскнехтов герцога Козимо I Медичи, охранявших вход в Палаццо Веккио. По-итальянски этих пехотинцев именовали сокращенно Lanzi, отсюда и пошло нынешнее название здания.
     Сейчас Лоджия деи Ланци являет собою музей под открытым небом, где размещается экспозиция скульптурных произведений из коллекции знаменитой галереи Уффици. В их числе, древнегреческая статуя "Аякс с телом Патрокла", "Персей" Б. Челлини, "Похищение сабинянок" Джамболоньи. С площади в аркаду лоджии ведет лестница, по сторонам ее установлены две мраморных фигуры сторожевых львов с лапой на шаре. Правая статуя (если стоять к ней лицом) античная, римская, а вот парная к ней исполнена в 1594 году скульптором Ф. Вакка, о чем свидетельствует выбитая на подставке надпись на латинском языке: Opus Flaminii Vaccae Romani.
     Изваяния представляют собой единую композицию, однако созданные в разные эпохи, различны и по стилю. Не во всем одинаковы и позы животных. В античной скульптуре формы несколько обобщены, этот лев — величавый и мощный. Скульптура же работы Вакки имеет иные пропорции, фигура царя зверей со злобно ощеренной пастью выглядит более стройной и напряженной. Античный лев смотрит почти прямо перед собой, у итальянского голова повернута.
     Эта львиная пара долгое время декорировала виллу Медичи в Риме, а в 1780 году была передана во Флоренцию.
     
     ПОСЛЕДНИЕ десятилетия XVIII и первые десятилетия XIX века отмечены небывалым увлечением европейцев классическим наследием Греции и Рима. С античных памятников, представлявших большую художественную ценность, снимали гипсовые слепки (формы) и отправляли в ведущие музеи. Не осталась в стороне и Россия. Так, в период царствования Екатерины II и Павла I в петербургскую Академию художеств несколько раз поступали из Италии и с греческих островов богатейшие собрания слепков — всего около сотни ящиков. Все эти гипсовые копии предназначались для использования в учебных целях, а также для украшения внутренних помещений здания. В числе присланного были и слепки с флорентийской пары сторожевых львов. В 1790-х годах изготовленные из алебастра копии животных установили в глубоких оконных нишах на парадной лестнице Академии.
     Как уже говорилось, русские архитекторы позапрошлого столетия охотно использовали в своем творчестве львиные изваяния. Но наиболее ярко это пристрастие выразилось у таких мастеров, как А. Воронихин и К. Росси. И оба брали за основу "академические" копии тех самых львов из Флоренции.
     Традиционно считается, что самыми первыми петербургскими львами стали каменные скульптуры, установленные у дачи графа А. Строганова в Новой Деревне (набережная Большой Невки). Это воронихинское творение неоднократно подвергалось переделкам, а 1969 году было совсем уничтожено, львы же, проделав неведомый путь, еще в 1920-х оказались на стрелке Елагина острова, где стоят и поныне.
     В 1799-1801 годах по проекту Воронихина в Нижнем парке Петергофа строится Эрмитажный, или Львиный каскад. Он представлял собою прямоугольный бассейн с водопадными уступами и восемью фонтанными чашами. В качестве скульптурного декора применили бронзовые золоченые статуи львов, из пастей которых били струи воды. Как свидетельствуют архивы Академии художеств, изваяния эти выполнил руководитель тамошней литейной мастерской В. Екимов. Архитектура каскада впоследствии была почти полностью переделана по проекту зодчего А. Штакеншнейдера. А еще позднее была война. Великая Отечественная. Немцы, оккупировав Петергоф, разрушили в числе прочего и каскад, а львиные изваяния похитили. Сейчас эта постройка полностью восстановлена.
     
     ПЕТЕРГОФСКИЕ львы, в свою очередь, стали моделями для целой серии львиных пар, установленных у построек зодчего Росси. Карл Иванович был крупнейшим и талантливейшим градостроителем первой четверти XIX столетия. Созданные им великолепные ансамбли преобразили и украсили Северную Венецию. И во всех своих сооружениях архитектор широко и необычайно умело применял исполненное по его же рисункам художественное чугунное литье.
     Все началось с возведения Росси Елагина дворца на одноименном острове. Решив украсить парадный вход здания копиями сторожевых флорентийских львов, Карл Иванович от имени комитета по построению дворца заключил договор с директором Санкт-Петербургского казенного литейного завода М. Кларком на отливку в чугуне двух львиных статуй. Вскоре на завод были доставлены из Петергофа бронзовые золоченые львы. По ним сделали формы и произвели отливку. В июле 1822 года новые чугунные изваяния царя зверей заняли свое место перед Елагиным дворцом.
     Спустя пару лет у этой львиной пары появляются собратья — у парадного входа в Михайловский дворец (ныне это Государственный Русский музей). Красавцы звери установлены по краям верхней площадки широкой каменной лестницы. Статуи обращены лицом к другу, и их профили отчетливо видны уже издали. В советские времена львов красили в зеленовато-бурый цвет, теперь они белые, "под мрамор". Отметим кстати, что на плинтах (подставках) всех четырех изваяний можно разглядеть одинаковую надпись: "Изделiе С-тъ Петербургскаго К. Л. завода"; разнятся лишь даты: 1822 г. у "елагинских" львов, 1824 — у львов перед Михайловским дворцом.
     А вот следующие по времени сторожевые львы-близнецы "родились" на новом Александровском чугунолитейном заводе, что находился на третьей версте Шлиссельбургского тракта. Впервые скульптуры были выполнены чеканкой из листовой меди — это оказалось и быстрее, и дешевле. Одна из пар так и осталась на территории предприятия, и сейчас львы эти стоят перед старинным краснокирпичным зданием завода (проспект Обуховской обороны).
     Другие статуи с самого начала предназначались для украшения Дворцовой набережной, и находятся они там с сентября 1832 года. Я не думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что данные изображения царя зверей — самые знаменитые в Петербурге. Они превосходно видны отовсюду, их контуры четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.
     
     СОВЕРШЕННО особое место занимают львы у бывшего дворца князя А. Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте, близ Исаакиевского собора. Это величественное здание, возведенное в 1817-1820 годах по проекту архитектора О. Монферрана, было впоследствии куплено в казну и передано Военному министерству. Ну, а здешние львиные изваяния вошли в анналы благодаря непревзойденной поэме Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник":
     
      …на площади Петровой,
      Где дом в углу вознесся новый,
      Где над возвышенным крыльцом
      С подъятой лапой, как живые,
      Стоят два льва сторожевые…
     
     На одном из этих мраморных красавцев и спасался пушкинский герой Евгений во время страшного наводнения 7 ноября 1824 года. Но вот парадокс, читатель: если история дворца нам известна, в общем-то, хорошо, то про украшающие его статуи такого сказать нельзя. Правда, на подставке ("пне") под брюхом одного из зверей есть надпись: Triscorni Fin Carrara 1810, что означает что изваяния выполнил Трискорни в Карраре в 1810 году. Казалось бы все ясно. Рукой самого скульптора указана фамилия автора, место и дата изготовления статуи. Паоло Трискорни — известный итальянский мастер, профессор Академии художеств в Карраре, созданной сестрой Наполеона Элизой Баччокки. С 1818 года работал в российской столице. Многочисленные произведения ваятеля — все подписные — есть в музеях Италии, Франции, Петербурга и его пригородов
     Но кто заказал Трискорни дорогостоящих мраморных львов? Ведь исполнены они, судя по надписи, в 1810-м, особняк же Лобанова-Ростовского начал строиться лишь спустя семь лет. К тому же на сохранившихся чертежах здания в плане первого этажа львы и места их установки вообще не обозначены. Если же предположить, что скульптуры предназначались для Петербурга, но их отправка задержалась, то почему они не прибыли в 1816 году вместе с "Диоскурами" — другим созданием Трискорни? Когда они вообще попали в Северную столицу? Ответа пока нет.
     …Как мы видим, потомки флорентийских сторожевых львов "расселились" в городе на Неве широко и вольготно. Не все они совершенно одинаковы. Кто-то выглядит более грозным и неприступным, и лапой с выпущенными когтями энергично опирается на шар. У других выражение морды почти добродушное, шар выскользнул, и звери мягким, кошачьим движением, будто играя, хотят подкатить его на прежнее место. Но как бы там ни было, все эти львы постоянно бодрствуют, и, смеем надеяться, надежно оберегают покой Петербурга.
     
     А ТЕПЕРЬ предлагаю вам вновь ненадолго вернуться во Флоренцию. Площадь Синьории перед Палаццо Веккио уставлена многочисленными скульптурами. Крайняя слева статуя — Il Marzocco, сидящий лев с красным цветком ириса (лилии) на щите. Это старинная городская эмблема, а также символ политических свобод, завоеванных Флорентийской республикой. Геральдическое изваяние высек из песчаника знаменитый скульптор Донателло в начале XV века. В 1870-х же годах все почти статуи с площади были перенесены в целях сохранности в музей Барджелло. Их место заняли копии.
     С донателловского оригинала позднее был сделан слепок и отправлен среди прочих в Москву, где формировалась коллекция Музея изящных искусств императора Александра III — теперь это, как известно, ГМИИ имени А. Пушкина. Сей гипсовый лев и поныне находится тут, в экспозиции Итальянского дворика.
     Осталось досказать немногое. На улице Мясницкой под номером 15 высится старинное строение — один из лучших образцов стиля неоклассицизм. Главный фасад доходного дома Кузнецова исполнен при участии архитекторов братьев В. и А. Весниных. В советские времена здесь располагался известный всей Москве магазин "Инструменты". Проход через глубокую арку во внутренний двор стережет сидящий на пьедестале царь зверей. Неизвестный ваятель, безусловно, ориентировался на льва работы Донателло, но в то же время внес и свои коррективы. Так, у московского зверя иной поворот головы, иная форма щита, и ирис на нем заменен абстрактным цветком. Кроме того, материал, из которого сделана статуя, оказался, видимо, не слишком устойчивым к капризам столичной экологии: правая сторона морды животного сейчас повреждена.