Александр Волобуев __ ЛЮБВИ ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ УГАС…
Московский литератор
 Номер 3, февраль, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Волобуев
ЛЮБВИ ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ УГАС…

     
     Рюрик Ивнев. Стихи о любви. — М.: Эксмо, 2008
     Не у каждого поэта может быть написано столько стихотворений о любви, чтобы из них можно было составить отдельную, достаточно толстую книгу. Это — именно такая книга.
     Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалёв) прожил долгую жизнь. Он — поэт Серебряного века, дружил с Есениным, встречался с Горьким, Маяковским, Блоком, Луначарским, Мейерхольдом, о чём написал в своих воспоминаниях, издал много книг как поэт, прозаик, критик, драматург, переводчик.
     Стихотворения, составляющие книгу, расположены хронологически, с указанием лет написания, что позволяет проследить эволюцию чувств автора с юношеского возраста до глубокой старости. Несмотря на обилие тем и образов, повторений их нет. Стихи отличает доверительная интонация, отсутствие ненужного, ложного пафоса, надрыва и истерики, свойственных некоторым стихотворцам, и потому они сильнее трогают душу, заставляя сопереживать, верить им:
     
     Я не решаюсь сам себе признаться,
     Что я тебя безоблачно любил,
     Как глупый мальчик, как несчастный Надсон,
     Как бедный раб из древних Фермопил, —
     
     писал Р. Ивнев в 15-летнем возрасте. В эти годы любовь ещё наивная, робкая, поэт извиняется: "Прости меня, что я коснулся всё же крылом стиха твоих волос и глаз". Это после он будет говорить громко и уверенно, говорить с гордостью: "Я стою, любовью наполненный, как наполненный солнцем день".
     Уже в ранних стихах поэта — свои образы и сравнения, своё отношение к жизненным проблемам, воспевание любви:
     
     Нет могуществ более могучих,
     Чем любовь и память о любви.
     Хоть умри, но ты не скажешь лучше,
     Чем поют об этом соловьи.
     
     В стихах Р. Ивнева любовь — сильная, вдохновляющая, наполняющая смыслом жизнь, и поэтому ему "мало, мало, мало травы и звёзд, и солнца, и воды".
     Возраст любви не имеет значения, "на земле любовь всего сильней". И поэт с теплотой и сочувствием пишет о старике, высохшем старце, который "вспоминает о любви, как чуде, и говорит не слушающим людям: "Она была моей".
     Любовь в книге разная: к женщине, к другу, к природе, к Родине. В стихотворении, посвящённом С. Есенину, автор пишет:
     
     Сколько глаз (о, много тысяч глаз),
     Почему же эти — не другие
     Стали мне близки вот в этот час,
     Счастлив я, что я живу в России!
     
     С большой симпатией пишет поэт о российских женщинах, которые "ткут молча полотно добра", от них "расходится лучами свет, освещающий века", в них "свет душевной чистоты":
     Мы изнывали бы по силе
     И в корчах падали б без сил,
     Когда б не женщины России,
     Святые женщины Руси.
     
     Понятны заключительные строки одного из стихотворений: "Я хочу найти свою Марию, я хочу найти свою Стюарт".
     Любовь в книге — чаще романтическая, преподносится образно, красочно, зримо:
     
     Как сон, как виденье из сказки арабской,
     Как запах магнолий, как липовый мёд,
     Твой образ возник, и с покорностью рабской
     О чёрных глазах моё сердце поёт.
     
     Отношение к любимому человеку, оттенки чувств могут быть самыми разными: "Я полюбил тебя за книжные слова и запах кожи, лёгкой и прозрачной". Или даже так: "Ты для меня — причал без пристани, потоп, пожар, землетрясение…" и ещё много подобных сравнений.
     Потеря любви — всегда горечь, переживания, иногда — трагедия: "Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли", "нет сильнее боли этой — потерять, но не забыть", "на кладбище забытом веселей, чем на душе, ушедшей от любви". В стихотворении "Лиза" читаем: "Где ты, счастье, в миг разрушенное и сожжённое в огне?" Рождаются строки отчаяния:
     
     То — час безмолвия, когда в душе у нас
     Надежды рушатся, как колоннада,
     Когда любви последний луч угас
     И нам от жизни ничего не надо.
     
     Через всю книгу проходит не называемый, как бы остающийся за кадром, образ Любви — любви-мечты, любви неразделённой, недосягаемой, несущей восторг и страдания. "Без твоего существованья существовать бы я не мог…", — обращается поэт к неизвестному предмету своей любви и затем произносит слова благодарности ему: "Твоё горячее дыханье меня согрело навсегда".
     В стихотворении о старом пароходе-образе, в котором ютятся чувства, читаем: "…Он разбился о крутые скалы, как я разбился о твою любовь". Чья это любовь, мы не узнаем. Образ Любви поэта в книге так и остаётся нераскрытым, о нём можно только догадываться, но он определяет всё в жизни и без него — горечь, трагедия одиночества:
     
     Я один навсегда. Нет тебя.
     И с тобою исчезли все краски…
     Только листья со мной говорят,
     Умирая без солнечной ласки.
     
     И всё же самое печальное — совсем не знать любви: "Раз в миллиарды лет прийти на эту землю, чтобы уйти и не узнать любовь!" Поэтому, несмотря ни на что, поэт может удовлетворённо сказать: "Любовь прошла, но благодарность тлеет за то, что я был к небу вознесён".
     И ещё:
     Кто не любит — тот не знает боли,
     Тот не знает радости и слёз.
     Эта горечь слаще ветра в поле,
     Слаще яблонь, сена и берёз.
     
     Должен честно признаться, что к моменту знакомства с Рюриком Ивневым, а это произошло в конце шестидесятых годов прошлого столетия, я не читал его стихов. Я знал, конечно, что был такой поэт, но думал, что он давно умер. Поэтому неожиданно и приятно было встретиться с ним и его стихами. Мы — тогда ещё молодые: Сергей Суша, Юрий Паркаев, Михаил Шаповалов и другие ребята приходили к старому поэту одни или с жёнами, чтобы окунуться в мир литературы, почитать свои стихи и послушать воспоминания хозяина квартиры о Есенине, Маяковском и других поэтах — его современниках. Это была необходимая нам литературная среда, дававшая уверенность в правильности избранного нами жизненного пути. Рюрик Ивнев подходил к своему восьмидесятилетию, и мне запомнилась его фраза, что "поэт в России должен жить долго".
     В ряде стихотворений сборника просматривается неудовлетворённость автора своей жизнью: критический взгляд на свою судьбу, своё предназначение, своё творчество. С одной стороны, "должен жить долго", с другой:
     Всё, что было, даже слово злое
     Вспоминаю, как янтарный мёд.
     Боже мой! С какою быстротою
     Жизнь прошла и я уже не тот.
     
     "Жизнь прошла…" А ведь в 1938 году, когда написано стихотворение, Р. Ивнев прожил только половину отпущенного ему судьбой длинного срока, и ещё будет написано много хороших стихотворений, интересных мемуаров. Через 15 лет снова возникает тема прошедшей жизни: "Жизнь пройдена. И всё же вновь и вновь хочу идти тропинкою знакомой…" В стихотворении "Любовь такая прежде мне не снилась…" поэт задаёт себе вопрос: "Не поздно ли дарована мне милость природой щедрой на закате дней?" Но опять же о закате дней в 1955 году говорить было ещё рано. В другом стихотворении примерно этого же времени он заявляет: "Настал черёд суровых платежей…" А ему ещё было жить и жить.
     Трудился Рюрик Ивнев до последних дней.
     Одно из его стихотворений, написанное в месяц его смерти, как бы подводит итог всей его жизни:
     
     Я всё слежу с открытым ртом,
     Как жизнь очерчивает круги:
     Сначала верный друг,
     Потом —
     Мечта о женщине,
     Потом —
     Потребность в женщинах,
     Потом —
     Потребность в старом, верном друге.
     
     О смерти Рюрика Ивнева в феврале 1981 года я услышал от Валентина Сорокина в аэропорту Домодедово, откуда мы с ним, с Юрием Кузнецовым и Николаем Тряпкиным улетали в Челябинск на Уральский праздник поэзии. Вспомнилась фраза: "Поэт в России должен жить долго" — Рюрик Александрович не дожил всего несколько дней до своего 90-летия.
     В одном из стихотворений он пожелал:
     
     Я хочу, чтобы вместо венков,
     Учёных критиков гула
     Чья-нибудь грудь от моих стихов,
     Как от ветра в поле, вздохнула…
     
     Думаю, что найдётся не одна такая грудь, которую его стихи не оставят равнодушной, станут созвучными её собственным чувствам, личным воспоминаниям, эпизодам жизни.
     Книга, бережно и любовно подготовленная Николаем Леонтьевым, хранителем литературного наследства Рюрика Ивнева, найдёт своих читателей.