Андраник Сулейманян __ ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОРЕЛ ОТ ГИЕНЫ?
Московский литератор
 Номер 6, март, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Андраник Сулейманян
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОРЕЛ ОТ ГИЕНЫ?

     
     "И долго буду тем любезен я народу,
     что чувства добрые я лирой пробуждал".
     "Памятник", Александр Пушкин.

     
     ЛЮБОЙ ПАМЯТНИК — зримое выражение представлений народа о красоте и значимости тех или иных лиц и событий. Памятники, включая имена улиц и мемориальные доски, предполагают вечность и торжественность, именно в этом смысле понимал роль памятника простоватый вор из популярной комедии "Джентльмены удачи": "Деревня, кто же его посадит, это же памятник!" И, действительно, нельзя с ним не согласиться, что памятник ставят навсегда! В сущности, весь вопрос о памятниках сводится к одному: кому и за что ставить?
     Позволю себе поделиться своими соображениями по поводу современных памятников. Но прежде сделаю одно отступление, имеющее непосредственное отношение к предмету обсуждения. Постмодернистская мода на толеранс, т.е. отсутствие оценок и отрицание канона или нормы — весьма распространена в современном обществе. Однако, если выпутаться из идеологических сетей, становится ясно, что ее нигде нет и она в принципе невозможна.
     Во-первых, — сам язык нетолерантен: например, мы говорим: "зловоние" или "благовоние", тем самым признавая, что даже запахи вызывают у нас те или иные чувства и в нашем сознании тесно связаны с моральными категориями "хорошего" и "плохого". И если "прогрессивному" мыслителю запах нечистот кажется приятнее аромата полевых цветов, то его следует пожалеть, т.к. несчастный, несомненно, тронулся рассудком.
     Во-вторых, В "книге" природы, где мы видим замысел Творца, Господь с очевидностью показывает нам свою волю: орлы и львы — прекрасны, а гиены и шакалы — отвратительны.
     Наконец, нет и не может быть никакой безоценочности и в отношениях между людьми. Даже самая "демократичная дама" оскорбится, если "продвинутый и правильный поэт" назовет ее свиньей или цепкохвостой макакой! Она не оценит неожиданной смелости и новизны этого образа и предпочтет банальное сравнение с "утренней фиалкой", "небесной ласточкой" и т.п.
     Новая эпоха — новые нравы, песни и памятники. Что же отличает памятники и знаки памяти нынешнего времени?
     Прежде всего, нельзя не заметить пристрастность и сюиминутную политическую конъюнктуру в выборе лиц для увековечивания. В некоторых случаях, например, c А. Солженицыным, удивляет поспешность. Как будто те, кто принимают решения о "монументальности", боятся, что без пропагандистского шума об этих фигурах быстро забудут.
     Политическая публицистика нобелевского лауреата в нашем обществе у многих вызывает вполне понятное раздражение. А его многотомные, непомерно растянутые повествования наглядное подтверждение мысли, что "краткость сестра таланта". В самом деле, какие другие чувства можно испытывать к человеку, открыто призывавшего воинов советской армии встать под знамена генерала Власова и повернуть штыки против "матери-Родины"! Годы многих вразумляют, но только не напыщенных гордецов. Во время перестройки в брошюре "Как нам обустроить Россию" литератор уже требует от государства самому расчленить Советский Союз и выгнать пинком даже тех, кто не хочет уходить! Воистину слова государственного мужа!
     Кстати, жители переименованной улицы уже разбили табличку с именем сочинителя, но СМИ умалчивают об этом. Следуя подобной логике, все улицы "Советские" следует переименовать в антисоветские. Как тут не вспомнить мудрые слова Александра Сергеевича: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, — такой, какой дал нам ее Бог".
     Непонятны и другие решения власти: почему, например, мемориальная доска А. Галичу была установлена сразу после наступления антисоветских времен, а память замечательного поэта Павла Васильева, несмотря на усилия поклонников его незаурядного таланта, до сих пор не увековечена! В отличие от диссиденствующего Галича, Васильев был расстрелян в 1937 г., так что с "демократической точки зрения" у него все в порядке с биографией.
     Второе, на что нельзя не обратить внимание человеку с высокими эстетическими запросами — уродство большинства современных изваяний. У их авторов, несомненно, дурной вкус. В их защиту говорят, что они самовыражаются. Но если в душе пустота или тьма кромешная, то и не может родиться ничего кроме черного квадрата или "пороков Шемякина".
     Сколько насмешек было отпущено либеральной интеллигенцией в адрес невиновной "девушки с веслом", фигуры которой украшали почти все парки отдыха советской эпохи! Безусловно, это не шедевр, но добротно вылепленная спортивная девица с неплохой фигурой и здоровым выражением лица! Непонятно, что в ней может так раздражать поклонников К. Собчак и А. Волочковой!
     Если через сто лет беспристрастный искусствовед, незнакомый с политическими идеями горбоельцинской эпохи, возьмется изучить "украшения" наших бульваров, то не сомневаюсь, что он придет к заключению, что создатели их почти сплошь душевнобольные люди! И, кстати, будет недалек от истины! Один из моих друзей юности, человек весьма острый на язык, как-то заметил, что "пропуском" в современное искусство является наличие того или иного извращения!
      Как прекратить это безобразие? Необходим стратегический государственный план монументальной пропаганды. Памятники нельзя ставить по горячим следам по политическим или иным мотивам. Раз поставленные ни в коем случае нельзя свергать, уподобляясь язычникам, свергающим своих кумиров, или переносить. Например, говорят, что хотят убрать с площади перед Белорусским вокзалом памятник Горькому, объясняя это тем, что он-де "пролетарский писатель". Нелепость этого объяснения в том, что оно исходит из уст тех, кто "попал из грязи в князи".
     Иначе наши города будут похожи на Осло — столицу Норвегии, где отброшены три основных принципа воздвижения памятников: несомненная значимость лица или события, красота и незыблемость. По решению властей ее всю уставили памятниками, представляющими различные стили; причем большинство никак не связано с традициями Норвегии. Памятники меняют там каждые два-три месяца. Город, поэтому, по мнению лиц с хорошим вкусом, выглядит абсурдно.
     Составление списка лиц, требующих увековечивания, и установка памятников, должно стать одной из федеральных программ. В основу, кстати, можно положить результаты народного голосования в проекте "Имя Россия".
     Памятники, как и любые произведения искусства, незаметно внушают хорошие или плохие идеи и те или иные представления о прекрасном. Но в отличие от книг их не надо заставлять читать, они всегда перед нашими глазами. Государству и обществу давно пора задуматься не только об экологической, но и о психологической безопасности.