Анатолий Щелкунов __ СЛАВЯНСТВО В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Московский литератор
 Номер 12, июнь, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Анатолий Щелкунов
СЛАВЯНСТВО В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

     
     На фоне структурных перемен, происходящих в мире в последние десятилетия, отчетливо проявилась тенденция определенных сил фрагментировать славянство как цивилизационную общность и даже предпринимаются попытки посеять рознь между отдельными его частями. Кстати, в этом заключена одна из целей размещения именно в славянских странах (Польше, Чехии) элементов третьего позиционного района в Европе, создаваемого заокеанскими стратегами.
     Под флагом прав человека и демократии идет передел мира, сопровождаемый формационным сдвигом, в процессе которого геополитические и политические приоритеты получают идеологическое оформление в виде концепции перехода от тоталитаризма к демократическому обществу.
     При этом эйфория освобождения от тоталитаризма заслоняет проблему происходящего во многих обществах культурного сдвига, прямым следствием которого является понижение статуса духовной культуры или иными словами: меняется соотношение культуроцентризма и экономикоцентризма в пользу последнего.
     Экономикоцентризм, насаждаемый атлантической системой, ведет к ослаблению культурной мотивации как отдельного человека, так и целых народов. В результате этого происходит снижение статуса духовной культуры, маргинализация культурного творчества, деградация очагов культурной самобытности.
     Дурновкусие стало характерной чертой массовой культуры во всех посттоталитарных странах. Недобросовестная реклама общества потребления все больше занимает освободившуюся нишу идеологической пропаганды. Сюда же хлынули потоки телевизионной и кинематографической продукции, наполненной порнографией и героизирующей бандитов, убийц, рэкетиров и наркоманов.
     Новые технологии превращаются не только в средство мультипликации такой продукции, но и используются для политико-идеологических целей.
     Весьма характерный пример этого. В 2001 году в США была запущена компьютерная игра о том, как Россия развязала против Грузии войну, а "храбрые и героические солдаты Америки спасают мир". Как известно, в 2008 году история внесла коррективы в этот сценарий.
     На создание подобных игр в странах атлантической коалиции тратятся миллионы, и все это делается с целью компьютерного зомбирования молодого поколения. Стоящие за кулисами "кукловоды" рекрутируют для этих целей кинематографических авторитетов.
     Недавно один известный российский актер рассказал о том, что он получил приглашение от Спилберга сняться в фильме в Голливуде в роли современного русского генерала-изверга. Познакомившись со сценарием, актер, несмотря на огромный гонорар, отказался, подтвердив тем самым, что помимо чистогана в нашем мире есть и другие ценности.
     В конце XX столетия и на пороге третьего тысячелетия славянский мир испытал на себе усиление геополитического и духовного давления, основным лозунгом которого является так называемый "планетарный гуманизм", претендующий на мировое господство как норма, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от их национальности, культурных или цивилизационных особенностей. Как известно, наиболее типичным выразителем этой идеи является американский философ Френсис Фукуяма, который полагает, что у либерального мировоззрения нет альтернативы. По сути это не что иное, как идеологическое обоснование нового варианта мирового господства одной державы.
     
     Российские апологеты этой концепции — постсоветская либеральная интеллигенция — изрядно постарались, чтобы разрушить все прежние устои духовной жизни, в том числе наши национальные традиции и наши истоки. Атаку на русскую идентичность выдающийся российский политический философ современности А.С.Панарин назвал "демократическим расизмом". Отличительной чертой "демократических расистов" является низкопоклонство перед евроатлантической цивилизационной парадигмой. Подобное эпигонство и даже раболепие имеет свою историческую традицию. Еще полтора столетия назад великий русский поэт Федор Тютчев беспощадно заклеймил низкопоклонство доморощенных либералов:
     
     "Напрасный труд —
     нет, их не вразумишь, —
     Чем либеральней, тем они пошлее,
     Цивилизация — для них фитиш,
     Но недоступна им ее идея.
     Как пред ней не гнитесь, господа,
     Вам не снискать признанья от Европы:
     В ее глазах вы будете всегда
     Не слуги просвещенья, а холопы".
     
     Несколько позже Ф.М.Достоевский обличил либеральное лакейство, раскрыв его бесовскую сущность с помощью художественного образа, который и дал название этому качеству как "смердяковщины".
     Чтобы понять историческую перспективу судьбы славянства в глобализирующемся мире необходимо выйти за пределы современной американизированной версии либерализма и тривиальных клише о правах человека и вселенской демократии.
     В основе подхода должно быть четкое понимание исторической детерминации места славянства на стыке устойчивых геополитических систем, а в общемировом цивилизационном контексте — признание того факта, что славянские культуры как наследницы традиций святых братьев Кирилла и Мефодия представляют собой самобытную большую ветвь общехристианской европейской цивилизации.
     Именно защита общеевропейского духовного наследия может обеспечить жизненные силы: духовно-творческие, нравственные, физические — нынешнему и будущему поколениям наших народов.
     Исходя из общегуманистической точки зрения, можно утверждать, что Европа заинтересована во все большем раскрытии духовного потенциала славянства в среднесрочной и далекой перспективе. Ибо без этого оскудевшая духом Европа не в состоянии будет устоять под все нарастающим натиском экономикоцентризма и коммерциализации всех сфер культурной жизни.
     И чем активнее будет духовное взаимодействие славянских народов, тем меньше шансов раствориться им в безвременье как явлениям мировой культуры, тем больший исторический импульс приобретут они от этого взаимодействия.
     Сама историческая судьба славян, на протяжении многих веков отстаивавших и отстоявших свое право на существование в геополитическом пространстве между германо-романскими народами, мусульманами и тевтонами, монголами и турками, стала тем горнилом, в котором выплавились их богатые по звучанию и смысловому разнообразию языки, дышащий поэтическим жаром фольклор и полные беззаветного героизма летописи, их духовные сомнения, искания и такое общее качество их менталитета, как всечеловечность, которую так емко выразил Достоевский в речи о Пушкине.
     Оно, это качество, способно стать духовным иммунитетом против разобщения европейских народов, содействовать конструктивному взаимодействию всех этнических, конфессиональных и культурных составляющих: германской, романской, католической и православной.
     
     Как подЧеркнула в одном из своих выступлений замечательный политолог современной России Наталья Нарочницкая: "Именно на поле защиты общеевропейского духовного наследия и лежит потенциал исторической роли славянства и региона в целом".
     В последовательном и твердом отстаивании общеевропейского духовного наследия заключена всемирно-историческая миссия славянства. Объединение всех частей славянского мира вокруг гуманистических духовно-нравственных ценностей, которые унаследованы от предшествующих поколений — это важнейшая задача литераторов и других представителей творческой интеллигенции славянских стран на современном этапе. Эта задача имеет политическое, культурологическое и морально-нравственное измерение. Ее реализация позволит гармонизировать диалог мировых цивилизаций.
     Полем, где реализуется взаимодействие интеллектуальных сил славянских стран, стали фестивали славянской поэзии "Славянское объятие", проводимые по инициативе замечательной болгарской поэтессы Е.Няголовой при активном содействии общины города Варны, возглавляемой мэром К.Йордановым.
     Та лампада, которая была зажжена в 2007 году в Варне, разгорается множеством огней славянской поэзии в других странах. Подобные поэтические встречи проходили в России, Сербии и Польше.
     Поэзия, как и в знаменитые 60-е годы ХХ столетия, оказалась "на переднем крае" духовного оздоровления общества. Видимо, в этом — одно из многих ее общественных предназначений: улавливать только еще пробуждающиеся, как легкое дуновение ветра, движение человеческих душ и общественного сознания. И тот факт, что инициатива болгарского поэтического сообщества была поддержана в разных странах — лучшее свидетельство ее актуальности и востребованности. Поэтому настоятельно необходимо найти формы, стимулирующие развитие этого доброго и, без сомнения, весьма перспективного начинания.
     Нельзя исключать, что усилия на консолидацию творческих сил славянских народов могут столкнуться с индифферентностью, открытым или завуалированным противодействием и даже откровенными нападками или обвинениями в консерватизме, этноцентризме, в стремлении противопоставить себя общемировому движению и глобальным тенденциям. Как говорится, всё это уже проходили. Как в прошлом, так и в наши дни, подлинно гуманистические течения всегда встречали и встречают сопротивление.
     Для того, чтобы избежать подобного рода опасений, необходимо широко разъяснять, что речь идет не о формировании каких-либо новых политических межгосударственных структур или конфигураций, а о создании механизмов постоянного духовного общения и диалога интеллектуальных сообществ наших стран. В этом деле нужен масштабный подход и умение видеть перспективу.
Автор — кандидат философских наук, Генеральный Консул Российской Федерации в Варне (Республика Болгария)