Константин Щепетов __ ПРОФЕССОР ПИШЕТ СТИХИ
Московский литератор
 Номер 16, август, 2009 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Щепетов
ПРОФЕССОР ПИШЕТ СТИХИ

     
     Евгений Хаванов. Наш берег. Сборник стихотворений — М., Изд-во Фонда им. М.Ю.Лермонтова, 2008.
     НеуЁмна, неугомонна человеческая натура. Иной раз посмотришь: ну всё вроде есть, чего хотел — по полной мере добился. Ан нет — хочется чего-то ещё. И не по какой-то неутолимой жажде, а просто так, для полноты ощущений.
     Профессора Евгения Хаванова судьба как будто не обижала. Интересная рабочая профессия, первый рабочий университет на заводе. Нелёгкая, но романтическая служба на флотах российских. Не менее романтическая работа в прессе. И вот уже несколько десятилетий — наука. Десятки вышедших книг и брошюр, сотни статей и докладов. Заведывание кафедрой с интересным составом учёных и педагогов. Почётный профессор в своём университете, Заслуженный работник Высшей школы России. И этого, оказывается, мало. Чего же не хватает профессору?
     Как и многие годы прежде — поэзии. Поклонялся ей с детства. Пробовал писать сам. В годы военной службы начал печататься. Суровая проза жизни, сугубо земные дела не раз уводили его куда-то в сторону. Но напрасно. Вновь и вновь он возвращался к поэзии, и каждый раз на более высоком уровне — с более полным жизненным багажом, с более основательным проникновением в глубины родного языка. Самый заметный творческий всплеск — в последний десяток лет. Поэту-профессору удалось издать несколько стихотворных книжек. А самая главная — на исходе прошлого года в издательстве Фонда имени М.Ю.Лермонтова, персональном издательстве А.А.Парпары. Однотомник, куда автор попытался включить всё лучшее, что ему удалось когда-либо написать. И каково же оно, это лучшее?
     Не берусь судить за мифического "широкого" читателя. А вот о близкой автору среде учёных-гуманитариев могу сказать: здесь книга встречена с интересом. Прежде всего интригует сама идея: поэт и учёный — эти две ипостаси могут ли существовать в одном лице? Как "физик и лирик" или как "рацио и интуицио". В жизни они как противоположности не существуют, не мыслятся друг без друга, что и подтверждает книга Е.Хаванова.
     Ценральный образ, давший название сборнику, — веками подмываемый берег, ощетинившийся, как проволока Бруно, сплотившимися корнями. И их ни разорвать, ни оторвать, потому что они связаны корнями всего примыкающего к реке древнего леса:
     Наш берег враг не подорвёт,
     Не съест, не сделает покорным,
     Когда у нас такие корни —
     Веками спаянный народ.
     В стихотворении "Апология историка", посвящённом коллегам со своей кафедры, автор сравнивает свою профессию с профессией Врача, хотя кому-то такое сравнение может показаться нелепым: "Ну, разве историк от боли спасёт?" От какой-то боли, может и не спасёт, ибо
     Он — доктор особого рода:
     Он — врач не для отдельных персон,
     Он — врач для целых народов.
     Профессор-поэт, как в лекции, напоминает, что
     Историк способен предупредить,
     Что ждёт за иным поворотом.
     Историк помог бы и упредить
     Иные большие просчёты.
     Историк способен учить, исправлять
     Иные заблудшие души.
     Жаль, что ему не привыкли внимать
     И не привыкли слушать.
     Такая вот беда правителей — не учитывать уроков истории.
     Автор хочет говорить от имени всей Руси, её истории:
     Моё происхожденье — из славян,
     Мой пращур — он из жилистых и зычных,
     С седой лопатой-бородой язычник
     И с именем скорей всего Иван.
     История даёт поэту не только образы предков. Он заимствует у народных сказителей и приёмы, литературные формы. "Слово о полку Игореве" подвигло его к разработке темы разрушения страны в минувшем веке. Он назвал эту небольшую поэму "Словом о полку Власове".
     Однако главное внимание автора обращено на новейшие страницы истории, которые историей, по сути дела, ещё только становятся. Здесь он становится сердитым (злым) и лаконичным. В двечетыре строчки ему удаётся впрессовать содержание многих томов.
     Вот как подводится итог целой эпохи:
     Россия: 10 лет под Ельциным
     От былой вселенской мощи
     Остаются только мощи.
     Или такие строчки:
     Не с кого-то — только с Горби
     Начались в России скорби.
     Или ещё:
     Маска, я тебя знаю
     Егор Гайдар —
     Не божий дар,
     Скорее божья кара
     Для всех людей, для всей страны,
     Не распознавших сатаны
     Под маской Гайдара.
     Несколько коротких строк, вышедших из-под пера Е.Хаванова, порой как-то сразу делают понятной иную непростую социальную или политическую проблему. Поэзия в жизни учёного, как видим, не подменяет, а дополняет науку. Она отчётливо выступает как средство, как направление познания жизни, утверждения её основных ценностей — гражданственности и патриотизма.
     Конечно, поэту, даже если он историк, не обойтись без лирики. Она доминирует в книге. Сама книга посвящается жене автора.Она зримо и незримо присутствует и во многих сюжетах. Как и его дети, его внук, друзья. Сборник по праву можно было назвать книгой лирики.
     Что еще можно сказать о поэзии Е.Хаванова, читая его стихи? Считаю, что ему удалось овладеть техникой стихосложения, добиваться простоты в форме, ясности в выражении мысли. Заметно его неравнодушие к рифме. Ну а о содержании уже сказано достаточно: как в жизни, так и в поэзии он стремится быть, прежде всего,гражданином своей страны. И это ему удаётся.
     В сборнике, разумеется, есть и свои недостатки. На них, скорее всего, указал бы профессиональный критик. В нашей, научной среде их — к счастью или к несчастью — не так много.
     
Автор — доктор исторических наук, профессор кафедры истории зарубежной литературы Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова