Владимир Артюх
«Я МЕЧТАТЬ ТАЛАНТЛИВО МОГУ...»
|
Владимир МАКСИМОВ, "Тихоречица…", Сборник стихов. - М. "Спутник+", 2009.
Есть поэтиЧеские сборники, которые так или иначе наводят на грустные размышления. Читаешь такие стихи, и невооруженным глазом видишь, что как будто бы всё на месте, а вот всё-таки чего-то не хватает. И ловишь себя на мысли, что как раз не хватает того отношения к миру, о котором автор и сам не догадывается, но пытается выдать желаемое за действительное. Стихотворец пишет, потому что ему нравится рифмовать, создавать квазиметафоры, псевдообразы — и не более. Таких стихотворцев множество. И чаще всего они не подозревают, что занимаются не своим делом. Тратят драгоценное время, да и деньги свои и спонсоров, чтобы удовлетворить рожденные иллюзиями амбиции.
К таким стихотворцам Владимир Максимов никакого отношения не имеет. Он настоящий поэт. У него свой сложившийся почерк, своя творческая территория, на которой он взращивает свои поэтические законы.
Говорят, краткость — сестра таланта. У поэта короткие стихи. Не более трех строф. Поэт нашел форму самовыражения, дающую ему возможность немногими словами сказать о главном ёмко, точно и вместе с тем выпукло, объемно.
У каждого поэта, образно говоря, своё дыхание. И этим, наверное, определяются его творческие возможности. У Владимира Максимова короткое дыхание. Он работает, выражаясь спортивным языком, на короткой дистанции.
Небольшие по объему стихи глубокие по содержанию. Большей частью их можно отнести к медитативной лирике, если бы не одна очень важная особенность. Стихи насыщены довольно конкретными реальными деталями, создающими на ограниченном пространстве объемные, зримые образы: "Речушка в оторочке краснотала.", "Ветер завивает облачную стружку.", "Бельмо тумана над пустынным полем." и т. д. Возникает определенное равновесие, где содержание по сути философское, но образ создается не за счет абстрактной лексики, а вполне конкретной, вещественной. Таким образом, стихи приобретают лирическое начало.
"Ищу я в очевидном тайну," — пишет в одном из стихотворений поэт. Очевидное — это явное, видимое, то, что истинно. И через явное, видимое познается тайное, в котором раскрывается истинная жизнь лирического героя и его романтическая таинственность:
Мне повезло —
Я ночевал в сторожке.
Вдыхал рассвет в нехоженой глуши.
Когда о котелок стучали ложки
Знал, что в похлёбке и мои ерши.
Волнушкам не стеснялся поклониться.
Угадывал родник на самом дне…
И прошлое, как дальняя зарница,
Нет-нет, да и мелькнет в тревожном сне…
Поэт признается, что, о чем бы он не писал, все его стихи о любви:
Пишу про лес, про дождь и про кукушек.
Но все стихи, представьте, о любви…
Очень важное признание. И не только потому, что поэт в ответе за того, кто его приручил: "рассвет", "роса", "лучик паутинки у лица", "яблоня, застывшая в поклоне", а потому что поэт воспринимает мир во всем его полнозвучии и многообразии. И при этом автор не лишен самоиронии (стихотворение "Набросок автопортрета").
Владимир Максимов хорошо чувствует слово. Его мысли созвучны с нашими собственными переживаниями и настроением. Поэт находит точный интонационный рисунок строки и умеет находить свежие образы.
Поэт пишет: "Я молчать талантливо могу…". Хочется пожелать поэту Владимиру Максимову всегда домалчиваться до хороших стихотворений. Как сказал классик: "Чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь."
|
|