Вл. Гусев __ ВЛАСТЬ БУМАГ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Вл. Гусев
ВЛАСТЬ БУМАГ

     
     У кого-то из наших юмористов есть такая байка. Пересказываю фабулу вкратце своими словами. Начальник плавает в бассейне. Прибегает взъерошенный подчинённый:
     — Иван Петрович, Иван Петрович! (Может, и не Иван Петрович). Там такое!
     — Да что ещё? Подожди, ещё поплаваю и приду.
     — Но там такое!
     — Да что?
     — Пришёл клиент, у которого все бумаги в полном порядке.
     — Такого не бывает.
     — Вот! А тут такое!
     — В который раз пришёл? В седьмой, в восьмой?
     — В первый!!
     Начальник пулей вылетает из бассейна и кидается куда надо.
     Читает. Листает. И правда, не за что зацепиться. Но такого не бывает.
     — Так вот… господин… Семёнов…
     — Да?
     — Семёнов?
     — Да.
     — Вот видите.
     — Что вижу?
     — Семёнов. А тут что написано?
     — Семёнов.
     — Не Семёнов, а Семенов!
     — Да не всё ли равно?
     — Э-э-э, дорогой… вовсе не всё… Всё переделать.
     И подчинённому:
     — Учись работать.
     (Байка тех времён, когда грандиозная судьба буквы "ё" ещё не решалась).
     Бумаги заполонили всё, да ещё переделываются, ну, может, не по 7-8 раз (хотя бывает и такое), а минимум по три-четыре раза. Человек без справки и без прочих бумаг — ничто.
     Советский Союз считался одной из самых бюрократических стран в мире. Правда, вот я когда-то был в Америке и, увидев, какое количество бумаг на меня собрано, со страхом подумал, что мы отстали, но это придёт и к нам. (Всё худшее с Запада почему-то идёт к нам, а то лучшее, что есть на Западе, — не спешит). Я не ошибся: успешно догоняем. Бюрократия в СССР — детский сад по сравнению с нынешней. Территория намного меньше, а чиновников (несмотря на все "сокращения аппаратов" и пр.) во много раз больше). А бумаг — в десятки, а то и в сотни раз больше. Компьютеры! Ранее отстукивали на машинке, ну, 2-3 экземпляра, и хватит. Теперь же — дуй, Ваня, до горы, "выводи" сколько хочешь. Недавно был случай, я для одного там учреждения для одного там человека подписал 9 "экземпляров" по пустяковому делу. (Виноват в этом был всё же не я, а учреждение). Кроме того, уже не байка, а реальный случай: фамилия моего знакомого, к несчастью для него, оканчивалась на "шов". Ну, положим, Балашов, хотя не Балашов: не хочу впутывать реальных людей в этот "рискованный" разговор. Так вот, из-за этих "шов" или "шев" или "шёв" ему пришлось переделывать все бумаги много раз: "унифицировать".
     Идёт неслыханная формализация жизни. От личности, индивидуальности порой не остаётся просто ничего. Сами эти слова теперь чаще всего произносятся иронически. Всё формализовано на бумаге во многих экземплярах. Компьютеры тупо подчёркивают волнистыми чертами всё, что хоть на миллиметр отклоняется от стандарта: "ошибка". Благо, средний русский человек быстро научился не обращать внимания на эти подчёркивания. Но и русские: одни научились то, а другие — это: как раз обращать…
     Порой меняется и сама психология "творца". Ранее человек писал, и всё. Теперь многие из новых поколений стремятся сначала занять хоть какую-нибудь должность (при бумагах!), а потом уж заняться своими чисто творческими успехами.
     Камо грядеши…
     
     3 февраля 2010