Виталий Бушуев, Владимир Голубев, Анатолий Коробейников __ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: МИР И РОССИЯ
Московский литератор
 Номер 03, февраль, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виталий Бушуев, Владимир Голубев, Анатолий Коробейников
НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: МИР И РОССИЯ

     
     Президент России Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию говорит о большом, неиспользуемом как следует наследии — национальном богатстве страны, о необходимости роста качества жизни наших граждан на основе модернизации существующей модели развития. Дальнейшее обсуждение данных проблем требует количественной оценки национального богатства и качества жизни с тем, чтобы знать место России в мировом сообществе. Без научной теории также бессмысленно говорить и о видоизменении существующей модели развития.
     Наши научные разработки непосредственно касаются указанных проблем. Национальное богатство до нас рассматривалось Всемирным банком как стоимость валового потребления за 25 лет — за среднее время смены поколений. Эта величина не имеет прямого отношения к национальному богатству. Согласно Всемирному банку, капитал всех стран мира составляет 550 трлн. долл. — цифра явно заниженная. В действительности национальное богатство является потенциалом развития: нет национального богатства — нет и развития.
     Национальное богатство или страновый (национальный) капитал складывается из физического, человеческого, социального и природного капиталов. Физический и человеческий капиталы являются стоимостной оценкой всего накопленного в социуме материального и человеческого фонда соответственно. Социальный капитал служит стоимостной оценкой структур социумов, эффективности их функционирования. Природный капитал включает воспроизводимую (экокапитал) и невоспроизводимую (палеокапитал) составляющие. Он есть стоимость возобновляемых природных ресурсов (леса, воды и др.) и невозобновляемых (месторождения полезных ископаемых).
     На основе оригинальной теории социоприродного развития авторами разработана новая методика расчета странового капитала. В ее основе лежит допущение о равенстве максимальных среди всех стран мира значений частных капиталов (физического, человеческого, социального, природного).
     При расчете учитывались следующие конкретные параметры стран. Для физического капитала — валовой внутренний продукт (ВВП) и среднее время его "жизни" (25 лет). Для человеческого капитала — рождаемость, продолжительность жизни, расходы государства на образование и здравоохранение, суицидность,
     Для социального капитала — безработица, социальное расслоение (через децильный коэффициент, равный отношению доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных), преступность. Для экокапитала учитывалась площадь стран, лесов и сельскохозяйственных земель в них, а также запасы пресной воды; для палеокапитала — прогнозируемые запасы горючих ископаемых (нефть, газ, уголь) и руд (по 15металлам).
     По нашим расчетам самой богатой страной мира является Китай. Его национальный капитал равен 6456 триллионам долларов. Это на порядок больше, чем капитал всех стран мира по расчетам Всемирного банка. Второе место у Индии (6339 трлн. долл.). США с 2276 триллионами долларов занимают третье место в мире. Китай и Индия опережают США благодаря человеческому капиталу — из-за существенно большей численности населения в этих странах. Россия занимает в рейтинге 10 место — ее страновый капитал равен 608 трлн. долларов. Вместе с тем, по природному капиталу Россия — первая в мире.
     Развитость страны определяется не общим, а удельным, в расчете на одного человека, капиталом. По этому показателю на первом месте Австралия — ее удельный страновый капитал (фактически, богатство, приходящееся на одного человека) равен 9,28 млн. долларов. За ней следуют Канада и Норвегия. Россия с 4,29 млн. долларов занимает в рейтинге лишь 100 место. Так что "надувать щеки", как выразился наш Президент в недавнем послании, действительно не стоит.
     Качество жизни характеризуется величиной производства странового капитал в расчете на одного человека за год (долл. на чел. в год). Для удобства сопоставления вводится безразмерная величина — индекс качества жизни (ИКЖ). Он равен отношению наблюдаемого производства странового капитала к идеальному, желаемому его значению. Последней служит максимальное производство странового капитала, отвечающее наибольшим наблюдаемым на исследуемое время величинам производств частных капиталов (физического, человеческого, социального, природного). Так, например, максимальным производством физического капитала (величина ВВП) обладает Люксембург. Эта величина и подобные ей используются при расчете.
     По индексу качества жизни на первом месте находится Австралия, у нее ИКЖ = 0,611, далее — Канада (0,556) и Норвегия (0,520). Россия занимает в рейтинге 80 место между Македонией и Румынией, у нее ИКЖ = 0,304. Найденные значения показывают, насколько еще качество жизни (даже в Австралии) далеко от идеального (при котором ИКЖ равен единице) и сколь значимы для всего мирового сообщества перспективы дальнейшего развития.
     Неудовлетворительное положение России в ряду развитости — в отношении удельного странового капитала и индекса качества жизни — обусловлено, в первую очередь, низким производством человеческого капитала. А это, в свою очередь, обусловлено низкими рождаемостью и продолжительностью жизни, высокой суицидностью и рядом других факторов. По составляющей индекса качества жизни, отвечающей человеческому капиталу, наша страна занимает лишь 168 место в мире (между Брунеем и Вьетнамом). Также неблагополучно положение России в отношении производства социального капитала (100 место).
     Общий вывод из полученных результатов следующий. Россия переживает острый социогуманитарный кризис — кризис человека и модели развития. Выход из него — строительство социогуманитарного государства. В нем главным приоритетом становится человек, его гармоничное развитие, опережающий рост человеческого капитала. Для выхода из создавшегося положения мы предлагаем опираться на теорию социогуманитарного государства.
     Современный финансово-экономический кризис показывает исчерпаемость существующего пути мирового развития, финишность материальной цивилизации, которая выдвигает на первый план экономику, возвышение материальных потребностей человека. На смену ей идет социогуманитарная цивилизация. В ней экономика перестает быть целью, а становится средством гармоничного развития человека, обеспечивая опережающий рост человеческого капитала.
     Социогуманизм по-иному, чем либерализм, решает основные вопросы развития.
     Согласно либерализму, цель развития — рост потребления и ВВП. Согласно социогуманизму, цель — гармоничное развитие человека или, в количественном выражении, опережающий (по сравнению с ВВП) рост человеческого капитала. Экономика — не цель, а средство гармоничного развития человека. Критерий либерального (стихийного) развития — рост физического капитала снят социогуманитарным критерием — ростом человеческого капитала.
     Продвинутый либерализм — концепция социального государства, в нем функционирует "человек социальный". Социогуманизм по-иному трактует феномен человека, рассматривая его в трех ипостасях — как существо биологического, социальное и духовное, одновременно. Это потребовало введение нового понятия — социогуманитарное государство. В нем функционирует "человек социально-духовный".
     Согласно социогуманизму, жизнь — высшая ценность бытия. Поэтому гуманитарные ценности (здоровье, образование, мораль, семья) приоритетны по сравнению с материальными. Так, иерархии либеральных приоритетов богатство-власть-слава можно противопоставить социогуманитарные: умеренность-свобода-достоинство.
     Цель социального государства — свободное развитие человека. Последнее может означать развитие как позитивных, так и негативных его качеств. Примеров этому в современной жизни не счесть. Цель социогуманитарного государства — гармоничное развитие человека. Оно подразумевает сопряженный, соразмерный рост составляющих человеческого капитала — витальной, интеллектуальной и духовной, характеризующих качество человека как биологического субъекта (его физическое и психическое здоровье), социального (как работника) и духовного (как носителя нравственности).
     — В социогуманитарном государстве функционирует регулируемая рыночная экономика, ориентированная (через систему налогов и социальную политику) на гармоничное развитие человека. В аспекте экономики социогуманизм может рассматриваться как синтез позитивных сторон социализма и капитализма. От социализма берется цель — развитие человека, от капитализма — средство его реализации: регулируемый рынок.
     — Социогуманизм решает проблему устойчивости развития, что не удалось сделать либерализму (последний пример тому — современный финансово-экономический кризис). Главный порок либеральной (материальной) цивилизации — положительная обратная связь между производством товаров и материальными потребностями человека (закон возвышающихся потребностей), разрушающая устойчивость. Установка материализма "бытие определяет сознание" не обеспечивает устойчивость, ибо в ней отсутствует обратная связь. При социогуманизме задействована отрицательная обратная связь, ограничивающая рост материального: не только "бытие определяет сознание", но и "сознание определяет бытие".
     Социальная устойчивость социогуманитарного государства обеспечивается максимальным задействованием отрицательных обратных связей, что означает диалектический синтез противоположностей: сильного государства и демократии, прав и обязанностей человека, установок "человек для государства" и "государство для человека", общенародной и частной собственности.
     — Экологическая устойчивость обеспечивается сопряжением прямой ("биосфера для человека") и обратной ("человек для биосферы") связи. Человек выполняет свою биосферную функции — поддержание устойчивости биосферы — через регулирование антропогенных потоков углерода в атмосферу и через невмешательство в биоразнообразие.
     — Согласно социогуманизму, первично добро, а не зло; альтруизм, а не эгоизм; кооперация, а не конкуренция. Движущая сила развития — научно-технический прогресс, конкуренция же устраняет отсталые технологии.
     — Нельзя идти вперед, не зная цели. Ее формулирует идеология. Идеология социогуманитарного государства — социогуманизм. Существование идеологии, поддерживаемой государством, отнюдь не отрицает идеологического разнообразия.
     — Гармоничный образ жизни отвечает максимальной продолжительности деятельной жизни, что достигается на основе задействования обратных связей между витальным и духовным капиталом. Здоровье человека в значительной степени определяется его мировоззрением. Оптимизация здоровья и высокая культура жизни достигаются на основе мировоззрения социогуманизма.
     — Аномальная жажда обогащения рассматривается социогуманизмом как патология.
     — Ценности социогуманизма во многом соотносятся с христианскими ценностями. Это особенно касается таких сущностных моментов, как отношение к человеку и материальной стороне его жизни, а также к труду и богатству.
     — Цель гармоничного развития человека — счастье: состояние равновесия, согласия с самим собой, другими людьми и природой.
     К сожалению, российскими политиками концепция социогуманитарного государства и социогуманизма не была по настоящему воспринята. И лишь в 2008 году Президентом В.В. Путиным была озвучена стратегия инновационного развития России до 2020 года (Стратегия 2020). В ней нашли отражение существенные признаки социогуманитарного развития. По существу, под задачи, сформулированные В.В.Путиным, уже имеется научная теория социогуманитарного развития.