Ольга Коновалова __ ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ЦЕННОСТИ И РЕАЛИИ
Московский литератор
 Номер 04, февраль, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Ольга Коновалова
ИДЕОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ЦЕННОСТИ И РЕАЛИИ

     
     "НУЖНА ЛИ РОССИИ ИДЕОЛОГИЯ?", "Государство и идеология: нельзя идти вперед, не зная цели" — настолько актуальны и своевременны темы, которые поднимаются в журнале "РФ-сегодня", отметили участники дискуссии, которая состоялась на кафедре экономической журналистки Ростовского государственного экономического университета.
     Основная полемика возникла вокруг трактовки понятий "идеология". Одни предпочитали понятие "идеологемы", другие считали, что для России необходима лишь национальная идея. Сложность в понимании сущности проблемы связана с тем, что как и всякое комплексное, духовное образование, она требует философских средств анализа. Наиболее общей категорией, характеризующей идеологию, является политическое сознание, которое охватывает чувственные и теоретические, рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их отношения между собой с инструментами власти по поводу участия в управлении государством и обществом. Представляя самосознание социальной группы, политическое сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов.
     В начале XIX века философ и экономист Антуан Дестю де Траси вводит понятие идеология, чтобы охарактеризовать науку об идеях, возникших на основе исторического опыта в условиях жизни определенной социальной общности, которые отражают и оценивают реальную действительность.
     Безусловно, что становление идеологии происходило вместе с появлением государства, и с этого времени формируются особые отношения между идеологией и государством. Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.
     В ходе дискуссии возникла проблема содержания и соотношения национальной идеи и идеологии. В то время как национальная идея — это замысел, реализация которого может привести к определенному желаемому результату, или же "логический принцип, который лежит в основе теоретической системы" [Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.с.94].
     Идеология — это система концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, мировоззрение, идеалы, злонамерения людей, классов, наций, общества, политических партий, общественных движений и других субъектов политики. Политическая энциклопедия. 1999, Т.1, с. 417 .
     Помимо такого определения можно представить и другие. Важно то, что со временем понятие "идеология" переосмыслялось и в широком смысле стало пониматься как определенным образом организованная система взглядов, идей, мнений, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг другу, содержатся цели, программы социальной действительности.
     При этом необходимо учитывать исторический опыт формирования идеологии в самые различные периоды становления российского государства; на каждом этапе наиболее заметной тенденции развития исторической о общественной мысли являлась идеология государственности, духовности, соборности, народности. Русский тип сознания специфичен, его нравственный стержень — духовная сторона жизни. Для русской ментальности характерен коллективизм. Государство, держава, обретенные в годы Смуты, в борьбе за независимость, рассматривались как главное национальное достижение. Этатизм, приоритет государства стал яркой чертой ментальности русского народа. Интересы государства и личности были слиты, нераздельны, воспринимались каждым как свои. Государство рассматривалось как предмет национальной гордости. Идеалом для русских была власть, для которой характерны нераздельность и многофункциональность.
     В годы создания единого московского государства формируется система авторитарной власти, основой которой является государственная собственность на землю.
     В XVI веке была сформирована идеология мощного централизованного государства и объединившем в своем составе значительные территории, а к концу XVII века Россия стала огромным многонациональным образованием, расположенным на двух континентах — Европе и Азии.
     В России "петровская" идеология — это учение, дающее гражданскую ценностную мотивацию для деятельности государства, общества, отдельных слоев и классов, а также граждан.
      XIX век начинался с воцарения Александра I, который в начале своего правления поддерживал либеральные идеи. Однако, после восстания декабристов формируется российское консервативное политическое течение. Идеология консерватизма как тип мышления предполагала отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультра реакционной идеологии и леворадикальной, которая в конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде. Судьба консерватизма в России трагическая. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма — левым и правым…
      В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма, нередко обозначаемый разными терминами: "неолиберализм", "социальный либерализм", "либерал-реформизм". В России либералы ставили целью путь реформ, преобразования в соответствии с либеральными идеями: рыночная экономика со свободой предпринимательства и частной инициативной (капитализм), права и свободы индивидуальной личности, политический плюрализм, режим законности.
     Отличительной особенностью николаевского царствования явилось стремление властей погасить оппозиционные настроения с помощью идеологических средств, основным из которых — тезис о незыблемости коренных устоев российской государственности. К таким устоям, исторически сложившимся можно отнести государственность, православие и народность.
     На грани XIX и XX веков намечается сближение либеральных лозунгов с демократическими программами. В крепостной стране бедность подавляющего большинства населения и углубляющийся разрыв между узким слоем собственников и неимущими, традиционная православная мировоззренческая ориентация русских приводили к распространению социалистических учений. Важно отметить, что идеология социализма исторически была связана с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости.
     Во второй половине XX века существовало множество социальных групп с их особым положением в обществе, особенностями их потребностей и интересов.
     В постсоветской Росси в 1992-1993 годы реформаторы руководствовались в своих действиях рыночной и идеологической доктриной, фактически навязывая обществу "групповую" идеологию в качестве единственно возможной стратегии реформирования общества. "Невидимая рука рынка" отрицала государственное участие в экономике, делилась ставка на специальный индивидуализм, крайний антиэтатизм, принимающий особенную окраску по отношению к историческому российскому государству — его полное отрицание по причине нереформированию, связанного с принадлежностью к "азиатскому способу производства"…
     В дискуссии четко была выражена мысль о том, что во все времена исторического развития отечественное государство имело четко очерченную позицию по ключевым вопросам.
     Время показало, что не идеология, как общественное явление и как система взглядов была виновницей бед, постигших российский народ, а её конкретное "рыночное" содержание и применение.
     Сегодня четко вырисовываются важные для власти и общества идеологические функции, важнейшей из которых является базовая. Ведь только на базе ценностей идеологии и, исходя из них, формируются цели власти и выбираются средства их реализации. В современных условиях важны организаторская, интегративная, мобилизующая, мотивационная или ориентационная и др.функции идеологии.
     В процессе дискуссии был освещен важный вопрос, касающийся содержания идеологии государства. Это национальные интересы, национальный менталитет, исторический опыт существования российской нации, решения насущных проблем государства, конкретная внутренняя и внешняя ситуация.
     Широким слоем общества присуще национальное сознание, исторически ориентирование на наличие идеологии — государства. Иное воспринимается как бесхребетность, неспособность к самоидентификации, в конечном счете, как политическая безличность. Это объективный процесс, механизм которого уже запущен самой российской действительностью. Эта тенденция получила свое подтверждение в ряде программных политических документов.
     Так в политическом докладе председателя высшего Совета партии "Единая Россия" Б.Грызлова на 3-м съезде партии была четко высказана мысль о том, что "место страны в мире определяется развитием её экономики." Поэтому экономическая стратегия является основой государства идеологии, ориентированной на реальные задачи.
     Одной из фундаментальным направлением экономической политики государства является неоиндустриализация и вертикальная интеграция. Первостепенная задача государства состоит в том, чтобы соединить сырьевой капитал с промышленным в государственном секторе. Важно вместо союза сырьевого российского капитала с иностранным создать интеграцию сырьевого капитала с внутренним промышленным, чтобы сырье перерабатывалось в готовую конечную продукцию в России. Это действительно ключевой государственный вопрос. Необходима национализация стратегических высот экономики. Это поможет изменить экспортную ориентацию топливно-сырьевого комплекса.
     Принципиально важно изменить подходы к государственному регулированию макро— и микро-национальной экономики, а также разумному использованию получаемой экономии общественного труда. Используя этот регулятор, государство сможет проводить активную структурную политику, осуществлять крупномасштабное перераспределение общественного продукта в интересах тех отраслей, которые дают наибольший прирост как массы (абсолютной величины) экономии общественного труда. Такой подход к идеологии государства будет способствовать приоритетному развитию наукоемких отраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки.
     Реальная экономия является для общества главным фактором стабильности, в её основе должна быть сформирована противозатратная система хозяйствования. Главным в этой системе должен стать "Хозяин" — труженик. Идеология государства не просто совокупность определенных идей. Это система определяющая ту или иную ценностную ориентацию и линию поведения. Её отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно. В этом аспекте важно принять во внимание мнения члена Совета Федерации А. Коробейникова и члена-корреспондента А.Абрамова, о том что "так называемая модернизация образования — это имитация серьезной деятельности.". все предложенные инновации — ЕГЭ, 11-летнее обязательное общее среднее образование, двухуровневая система высшего образования. Важно возродить в российском обществе атмосферу уважения к образованию, науке, культуре. В России важна система непрерывного образования, вариативная и гибкая, соответствующая жизненным траекториям.
     Не секрет, что промышленный потенциал, научные и производственные кадры стали и остаются основными объектами воздействия со стороны США и стран Евросоюза — наиболее активными на экономическом поле России.
     Отсюда задача государства не превратить образование в бизнес. В России накоплен многолетний опыт подготовки высокообразованных специалистов, которыми гордится наша страна.
     Сегодня приемлема идеология российского государства в которой восстановлены такие понятия как порядочность, трудолюбие, ответственность, гуманизм и любовь к своей родной отчизне. Для реализации идеологии государства важно не только сохранить, но и многократно усилить интеллектуальный потенциал страны, единство миросозерцания власти и людей, единый народно-хозяйственный комплекс и единый для всех нравственный закон-Совесть. Это и есть основа идеологии государства для активизации интеграционных процессов, так необходимых для укрепления могущества России и союзных республик.