Леонид Сергеев __ ДОБРОСЕРДЕЧИЕ
Московский литератор
 Номер 06, март, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Леонид Сергеев
ДОБРОСЕРДЕЧИЕ

     
     Павел КОСЯКОВ, "Территория души" — М., МГО СП России, 2010.
     В словесном произведении основное — ясная мысль и простота изложения. Но простота выразительная и крепкая, когда слова связаны цепко, как сплав, когда в произведении ничего нет лишнего, ничего нельзя добавить или убрать. Такая простота создает иллюзию легкости написания, кажется, что автор без особого труда находит нужные слова. Между тем, за этой легкостью всегда стоит недюжинная работа. Короче, простота — результат мастерства. И, естественно, настоящего мастерства не видно.
     Не менее важно — произведение должно заражать своим состоянием. В нем должно присутствовать волшебство, некая магия, которая заставляет нас смеяться и плакать, любить и ненавидеть, смотреть по-новому на привычные вещи, испытывать радость и боль за все происходящее вокруг нас. Как этого достичь — нет рецептов. Здесь все определяет чутье и слух автора, его вкус и чувство меры. В конечном счете все зависит от таланта.
     Можно напичкать произведение невероятными образами, метафорами и символами, но если это всего лишь холодная обработка материала (что всегда чувствуется), произведение оставит читателя равнодушным. Только искренность, неподдельный восторг, горение и страсть, тоска и горечь способны вызвать сопереживание.
     Всех литераторов условно можно разделить на две категории: "книжных" и "жизненных". "Книжные" — разные формалисты, которые отходят от русских традиций. У них все надуманное, во всем желание быть оригинальными. Сейчас таких в избытке. Одни из них попросту умелые ремесленники, другие — откровенные циники, пишущие всякую пошлость, третьи — ненавистники России, извращающие прошлое нашей страны. Понятно, всем этим "литераторам" теперешние строители капитализма дали зеленую улицу. "Жизненные" — те, у кого все настоящее, естественное, кто не отрывает себя от земли, от своего народа. Среди этих, последних, одним из самых талантливых является поэт Павел Косяков.
     У Косякова немалый жизненный опыт, он служил в армии, много ездил по стране, освоил больше десятка рабочих профессий, но главным для него всегда была поэзия, а любимыми поэтами С. Есенин, В. Федоров, Н. Рубцов.
     Стихи Косякова публиковались еще в 80-х годах в разных журналах, но его первая книжка "Ожидающий берег" вышла только в 2004 году. Вторая вышла недавно ("Территория души" МГО Союза писателей России). Оба сборника несомненно показывают самобытность и зрелое мастерство автора. Стихи заражают напряженной энергетикой, упругостью строк — они, как натянутая тетива лука, как заведенная до отказа пружина. Взять хотя бы строчки о войне:
     
     Свинцовый дождь обрушился из дота.
     И вот летит в сентябрьскую грязь
     Четвертый день не жравшая пехота,
     Последними словами матерясь.
     
     Или:
     
     Они из той небесной квоты,
     Забыть которых не смогу…
     Мальчишек маршевые роты
     На Дубосековском снегу.
     
     И стихов, посвященных отцу:
     
     Жить вам было не велено
     И кружит воронье,
     Где навылет прострелено
     Поколенье твое.
     
     И русским вдовам:
     
     Всю ночь она рыдала в голос.
     А утром избу подмела
     И волосы свои, по пояс,
     В тяжелый узел собрала.
     И молча двери отворила,
     Не глядя, вышла на крыльцо.
     
     Пушкин говорил: "Нет истины, где нет любви". Косяков с особой любовью пишет о России. В этих стихах ощущается вся ширь наших просторов: и полноводье рек, и массивы лесов, и буйство разнотравья. В зримых образах чувствуется сухость земли, запах горячего хлеба, прохлада воды из колодца, теплый древесный дух в избах. И главное — простодушие, добросердечие, незлобивость и отзывчивость наших людей.
     Как известно "трещина, которая раздирает весь мир, проходит через наше сердце". В стихах Косякова отчетливо видна его ответственность за все, что происходит вокруг нас. Он остро переживал 90-е годы, когда "демократы" разрушали и разворовывали наше Отечество, и, будучи правдивым и честным, открыто выражал свою нравственную позицию:
     Нельзя не отметить, что и в стихах о любви Косяков остается самим собой — достойно, по-мужски, без всякой умильной сентиментальности, выражает свои чувства.
     И последнее — в отличие от многих молодых поэтов, Косяков самокритичен и крайне требователен к себе, он прислушивается к мнению более опытных товарищей "по цеху", а это первое качество настоящего мастера.