Иван Голубничий __ ПУТЕВЫЕ ОГНИ ЮЛИИ ДЕМЬЯНОВОЙ
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
ПУТЕВЫЕ ОГНИ ЮЛИИ ДЕМЬЯНОВОЙ

     
     Юлия ДЕМЬЯНОВА, "Серенада Шуберта". — Обнинск, ООО "Поли-Оф", 2009.
     В современной газетно-журнальной литературной критике отчётливо выделяется тенденция классифицировать все сколько-нибудь яркие произведения современной литературы, разложить их, как говориться, по полочкам и снабдить их ярлычками, для удобства употребления. Нет слов, в литературном процессе всегда существуют как магистральные направления, формирующие сам процесс, так и различные ответвления, обусловленные своеобразием происхождения того или иного произведения. Классификация поэтому не только неизбежна, но и необходима для понимания литературного процесса в его контексте, во всей полноте его многообразия. Однако, взыскательному читателю хорошо известно и то, что подлинное литературное дарование неподвластно умозрительным теоретическим построением, и своею волей в состоянии расширить узкие рамки жанра, совместить несовместимые, казалось бы, предпосылки сюжетного развития, вдохнуть новое содержание в классический сюжет, одухотворить вдохновенным смыслом вечную историю любви и поиска счастья. Проза Юлии Демьяновой, на мой взгляд, зримо и убедительно свидетельствует о том, что традиционные формы русской литературы далеко не исчерпаны и по сей день открывают современному автору поистине неограниченные возможности для проникновения в тайну человеческого бытия.
     Уже само начало повести "Ярилины огни", написанное в манере народного сказа, настраивает читателя на то, что повествование будет развиваться, возможно, если и не в сказочном ключе, то, по крайней мере, на стыке реальности и легенды: "Давно иль недавно, близко ли далёко, но случилась эта история в селе Красногоры, в пригороде Залудянска Подколодинской области. Рассказ этот передала мне одна знакомая, услышав его от своих знакомых, а те — от своих…" И действительно, по мере чтения мы видим, что действие, хотя и развивается в обыденных координатах простой деревенской жизни, всё время как бы "сползает" за грань реальности, то в виде деревенской колдуньи бабки Ерёмихи, то в виде загадочного персонажа, похитившего главную героиню Таисию Дуброслову, то в виде всплывающих в тексте языческих мистерий и вполне реальных ночных огней вдали…
     Говоря о прозе Юлии Демьяновой, следует заострить внимание на нескольких аспектах. Прежде всего, художественный язык. Герои её произведений говорят о самых простых и обыденных вещах, они зачастую, казалось бы, далеки от сложностей умозрительных размышлений и мечтают только о простом человеческом счастье. Но, внимательно вчитываясь в их искренние и пронзительные диалоги и монологи, читатель проникается мистикой подлинного художественного обобщения, которое преображает категории повседневности и поднимает их до уровня объективной жизненной правды, которая и в простых словах просвечивает сквозь их кажущуюся простоту. Да, Юлия Демьянова действительно тяготеет к сказовой манере, и это качество, органично обрамляя сюжетное повествование, сообщает её прозе ту актуальность, которая делает её ярким фактором современного литературного процесса. Собственно, попадая в сферу художественного воздействия повести "Ярилины огни", очень быстро начинаешь переставать различать, что в этом произведении первично — сюжетная составляющая или сама атмосфера русского языка…
     В основе сюжета повести "Ярилины огни" лежит извечное стремление человека к личному счастью, к любви, к добру и гармонии. Проблема человека на этой стезе состоит чаще всего в том, что каждый из нас — индивидуальность, со своим сложным внутренним миром и своей, зачастую неосознанной, системой ценностей и координат. И Таисия Дуброслова, и Юрий Семененко — каждый из них по-своему симпатичен и вызывает сочувствие, каждый из них достоин счастья. Что же мешает этому счастью? Как всегда, на первый взгляд этому мешают привычные "внешние обстоятельства" — наличие у Юрия Петровича семьи и детей, что также не может не затронуть восприятия читателя, и не может, в свою очередь, не замутнить симпатичный и обаятельный образ этого одного из главных героев. Но, тем не менее, жизнь сложна, и мы вынуждены принимать её во всей её сложности… На протяжении всей повести читателю сопутствует некая странная атмосфера — не то чтобы сказки, но, я бы сказал, сновидения, или, точнее, наваждения — наваждения, нашедшего на её главных героев и в известном смысле запутавшего их жизненные пути для того, чтобы вывести на новые, совсем не безоблачные, но всё-таки новые жизненные рубежи, с которых открывается видение и пройденного пути, и новых горизонтов… В повести встречается практически один "отрицательный" персонаж — таинственный ночной похититель Таисии, но его образ столь схематичен, что видится скорее неким обобщённым изображением, так сказать, "злой судьбы", в самые светлые моменты возвращающей человека к земной реальности. Все остальные персонажи, которых не так много, являются простыми людьми, и даже сказочная бабка Ерёмиха отражает в себе классический образ русского деревенского мудреца, с традиционным ореолом некоей положительной мистики — а куда же без мистики в нашем жестоком и материалистическом мире!.. Следует отметить ещё одну особенность прозы Юлии Демьяновой, которая присуща и другим её произведениям: действие происходит, как правило, в наши дни, но черты современности не отягощают повествование сверх необходимого, и не превращают его в "чернушное" бытописательство на потребу "духу времени". И изящная "открытая концовка" в виде появления нового героя с "говорящей" фамилией "Благовернов", сообщает этой повести тот необходимый заряд позитивного эмоционального содержания, который уравновешивает тяжёлые личные переживания и испытания Таисии Дубрословой и открывает для неё невысказанные, но, тем не менее, очень определённые перспективы.
     Повесть "Серенада Шуберта", в отличие от вполне почвеннических "Ярилиных огней", представляет собой яркий образец современной "городской" прозы. И хотя по внешним признакам и эмоциональной волне это произведение существенно отличается от "Ярилиных огней", в его сюжетной основе мы видим всё ту же вечную проблему — проблему человеческого одиночества в этом жестоком и бесприютном мире. Люди, вполне положительные и заслуживающие уважения, блуждают в потёмках бытия и нащупывают смутные и ускользающие признаки личного счастья и смысла. Почему Борис Петрович и Марина Колесова не смогли понять друг друга и обрести любовь и внутреннюю гармонию, тогда как, казалось бы, все внешние обстоятельства способствовали этому? Автор не даёт прямого ответа на этот вопрос, что не удивительно: ведь, дав определённый ответ на него, неизбежно бы пришлось вынести беспощадный, но несправедливый приговор одному из главных героев, а то и обоим. Но автор не делает этого, потому что понимает всю сложность того таинства, которое должно произойти между двумя людьми, прежде чем они откликнутся на молчаливый призыв друг друга…
     Рассказы Юлии Демьяновой являют собой в известной степени смешение жанров, и можно только изумляться тому, с каким изяществом ей удаётся вместить в рамки нехитрого вроде бы сюжета и дыхание живого художественного слова, и моральный смысл, и искренний юмор, и в то же время сохранить внутреннюю цельность произведения.
     Книга Юлии Демьяновой открывает перед читателем мир простых современных людей, которые, подчас долго и мучительно, ищут своё счастье в жизни, натыкаясь в этом поиске на препятствия и трудности. Веря в свою счастливую звезду, они идут за путеводными огнями Добра и Любви, которые светят им во тьме. Остаётся только пожелать им счастливого пути, а их создателю, Юлии Демьяновой — вдохновения и новых творческих взлётов.