Александр Алиев __ ТРОПАРЁВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ТРОПАРЁВО ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

     
     НЕ ЗНАЮ, как вы, а я люблю путешествовать. Своими глазами повидать природные и архитектурные красоты мира. Но вот что касается постоянного местожительства, то здесь совсем другое дело. Здесь я консерватор. Долгое время наша семья жила в одной из старинных частей Москвы — бывшей Басманной слободе, а потом прочно обосновалась на Юго-западе.
     Недалеко от нашего микрорайона находится другой — Тропарево. В середине 1970-х годов он только-только начинал застраиваться, здесь на фоне пустырей еще сохранялись отдельные дома бывшего села и при них огороды и фруктовые сады. А доминантой местности, бесспорно, была церковь Михаила Архангела, давно закрытая и сильно разоренная. Как раз в это время она мелькнула в начальных кадрах фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!", всенародно любимого и до сих пор являющегося важной составляющей нашего новогоднего ритуала. Я всегда живо интересовался историей и искусством, и однажды сентябрьским днем, после окончания уроков в школе решил эту самую церковь изучить поближе. Не буду утомлять читателя подробностями, скажу лишь, что мне удалось исхитриться и проникнуть во "чрево", казалось бы, наглухо заколоченного здания. Внутри было полутемно и неуютно, но талант зодчего явственно ощущался в не полностью еще убитой красоте архитектурного объема. Конечно, тогда я еще многого не знал…
     
     СЕЛО ТРОПАРЕВО располагалось по обоим берегам речки Очаковки, между Калужским и Боровским трактами; последний соединялся с селом очень хорошей дорогой. "От Москвы до Тропарева считается 12 верст… место бойкое и оживленное", — отмечает справочник 1902 года. Возникло село в XIV веке, а название его возводят к прозвищу первого владельца, боярина Ивана Михайловича Тропаря, упомянутого в Троицкой летописи. Спустя где-то сто лет эти земли числятся уже среди дворцовых вотчин и принадлежат "сурожскому гостю" (купцу — одному из тех, что торговал с крымским городом Сурожем, нынешним Судаком) Фоме Тропареву. А дальше… Дальше село переходит к Новодевичьей обители. Есть версия, что царь Иоанн Грозный пожаловал Тропарево монастырю в 1583 году в качестве вклада за пострижение в инокини своей невестки Елены, вдовы убитого им в гневе старшего сына Ивана. Во всяком случае, с той поры село стало часто упоминаться в писцовых и межевых книгах. Тут находился монастырский двор, управлявший хозяйством как самого Тропарева, так и "тянувшихся" к нему деревень.
     Судя по сохранившимся источникам, в данной местности с самого начала существовала деревянная церковь Чуда Архистратига Михаила. Несколько раз его перестраивали, а в конце XVII столетия он был уничтожен пожаром. Естественно, монастырские власти не могли долго мириться с таким положением в своей любимой вотчине, и выделили немалые средства на новый храм, каковой и возвели в течение 1693-1694 годов. Автор проекта нам в точности неизвестен, но, скорее всего, это Осип Старцев, работавший тогда и на обстройке Новодевичьего. Этим и объясняется необычное сочетание традиционной сельской церковной архитектуры с богатым оформлением фасада в стиле московского, или нарышкинского барокко. Здание состоит из трех симметрично поставленных частей: основного объема с пятью главами и апсидой, трапезной и шатровой колокольни. Среди украшений мы видим ложные закомары (кокошники), пышные резные наличники окон, колонки по углам. Интересно, что колокольня по своей композиции и набору декоративных элементов более тяготеет к зодчеству середины XVII века, возможно, это самая ранняя часть строения. В начале 1700-х при входе на территорию церкви из села поставили нарядные ворота.
     Храм был хорошо виден издалека и, находясь справа от Боровской дороги, привлекал к себе внимание тех, кто направлялся в Москву с юго-запада. Богатства, коими владела Новодевичья обитель, позволяли ей поддерживать в отличном состоянии свою вотчину. Множилось количество крестьянских дворов, расширялись пахотные земли, сенные покосы и лесные угодья. При монастырском подворье создали фруктовый сад и скотный двор. Архангельская церковь поражала своим благолепием.
     
     26 ФЕВРАЛЯ 1764 года вышел Указ императрицы Екатерины II о полной секуляризации церковных имений и создании "монастырских штатов". Управление вотчинами монастырей, архиерейских домов и церквей было передано в ведение Коллегии экономии, и таким образом, тропаревские крестьяне превратились, в числе прочих, в государственных.
     Во время нашествия Наполеона на Россию многие селения, расположенные в юго-западных окрестностях Белокаменной, были разорены. Подобная участь постигла и Тропарево — при отступлении французской армии по Старокалужской дороге. О том свидетельствует, например, прошение здешнего священника Василия Симеонова, писанное в ноябре 1812 года: "…в нашу Архангельскую церковь многократно входили супостаты и чинили святотатства, как-то, в ризнице и со святых икон серебряные венцы и оклады с престолов как настоящего храма, так и придела… посняли, и церковный архив передрали, с придела же сосуды и святый антиминс похитили…; почему и прошу Вашего преосвященства повелеть настоящий храм освятить и о сем учинить Архипастырское решение…" Августин, епископ Дмитровский, отреагировал незамедлительно, спустя несколько дней храм был переосвящен, чуть позже и вовсе капитально отремонтирован.
     
     НЕСПЕШНО ОТСЧИТЫВАЛО свои часы время. А село продолжало разрастаться и богатеть. На исходе позапрошлого века здесь насчитывалось 60 дворов, земское училище, трактир. В середине же 1920-х количество дворов выросло до 140, и примерно тогда же возле Тропарева возникла толстовская коммуна "Жизнь и труд". "Народ в Тропареве и Богородском был привержен Церкви. Строго соблюдали все церковные праздники, гуляли по два, по три дня… Чайная была в селе своего рода клубом, сидя за чайником дешевого чая, мужики беседовали о своих делах, о базаре и т.д.", — вспоминал один из современников. Но реалии совсем другого образа жизни маячили уже очень и очень близко. Так, в 1929 году коммуна была ликвидирована, а в селе образован колхоз имени К. Е. Ворошилова. А потом настал черед церкви — здесь прекращаются богослужения, а само здание подвергается разорению. Говорят, прихожане подобрали и спрятали один из сброшенных на землю колоколов, остальные же исчезли безвозвратно.
     В тревожные дни осени 41-го у села спешно создается одна из линий обороны на ближних подступах к столице. Немцы, по счастью, сюда не дошли, но до сих пор уцелел бетонный дот — немой свидетель того времени.
     К моменту включения в состав города (1960) Тропарево было весьма крупным поселением с несколькими улицами, на главной из которых — Рузской — высилось добрая сотня домов. Вокруг — многочисленные огороды и фруктовые сады. Жители держали коров, коз, свиней, домашнюю птицу. Хотя московские власти и приняли тогда же решение о создании на Юго-западе экспериментального жилого района, осуществление этой идеи откладывалось. Несколько лет новопостроенную станцию метрополитена "Юго-западная" окружала пустынная территория, практически вся занятая посевами местного колхоза; пейзаж этот оживляли только автобусы, курсировавшие от метро до Внукова. И лишь в конце 60-х пришли сюда бригады строителей.
     
     КАК УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ, ликвидация села Тропарево происходила довольно медленно, последние сельские дома были сломаны в 1981 году. Такой смешанный ландшафт и застала съемочная группа киноленты "Ирония судьбы, или С легким паром!". Мы знаем, что одной из целей авторов сего опуса была критика бюрократизма, превращающего прекрасные архитектурные творения в обезличенные коробки. "В былые времена, когда человек попадал в какой-нибудь другой город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое — иные дома, иные улицы, иная жизнь. Зато теперь совсем другое дело — человек попадает в любой незнакомый город и чувствует себя в нем как дома… В каком городе нет 1-й Садовой, 2-й Загородной, 3-й Фабричной? 1-я Парковая, 2-я Индустриальная, 3-я улица Строителей — красиво, не правда ли? Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой приятный цвет, типовые квартиры обставлены стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки". Из мультипликационного эпиграфа и дальнейшего закадрового текста становится понятным один из сюжетных ходов — почему в принципе возможно перепутать квартиры в разных городах.
     На самом деле не все так однозначно. Вот, например, адреса, по которым проживали главные герои "Иронии": 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. В Москве такая улица действительно была, но ее еще в 1963-м переименовали в улицу Марии Ульяновой; Ленинград же таковой никогда не имел. В улицу Строителей превратился столичный проспект Вернадского — там действительно есть дома-близнецы под номерами 113, 119 и 125. Интересно, что они вовсе не являлись типовыми, а наоборот, экспериментальными. Их на всю Москву было ровно три. Нынче, правда, это вполне заурядная панель, но тогда здания смотрелись очень новаторски.
     125-й дом изображал московскую квартиру врача-травматолога Жени Лукашина. Обиталище учительницы Нади Шевелевой по сценарию отстояло почти на семь сотен километров. На деле же — не более чем на семь сотен шагов. Ведь почти все ленинградские сцены снимали в соседнем дворе, у дома № 113. Как приезжает из аэропорта на такси пьяный Лукашин, как Надя достает из сугроба фото, как уезжает разгневанный Ипполит… Местные старожилы хорошо помнят, например, что при съемках этих эпизодов неожиданно наступила оттепель, снег почти растаял. Поэтому сугробы наметали из бумажных снежинок, а метель организовывали с помощью ветродуя. Настоящие же снежки, которые Лукашин кидал вслед машине Ипполита, заранее лепила здешняя детвора. Она с энтузиазмом отыскивала остатки снежного покрова там, куда еще добралось солнце.
     
     ТА ПОЛУГОРОДСКАЯ, полусельская панорама Тропарева осталась теперь лишь в кадрах этого знаменитого фильма, да еще на старых фотографиях. Впрочем, "киношные" дома практически не изменились. С подъездов лишь сняли бутафорские номера, да еще угловая булочная (возле нее изгнанный из квартиры Нади Женя ждал автобус) превратилась в банальную аптеку. Однако вид от дома № 125 на церковь немного подпортил выстроенный уже после съемок Театр на Юго-западе. Кстати, о церкви…
     Мы помним, что долгие советские десятилетия она пребывала в небрежении. Какое-то время здесь находился склад декораций "Мосфильма", потом Московский художественный комбинат. Пару раз проводился наружный косметический ремонт. А между тем настал 1988-й — год празднования 1000-летия Крещения Руси. К этой дате столичные власти принимают решение передать здание (первым среди ранее закрытых в городе культовых построек) в ведение Московской Патриархии. В феврале следующего, 1989 года здесь возобновились богослужения. Но впереди были еще многие и многие месяцы кропотливой работы — воссоздания храмового интерьера. На одном из уральских заводов специально отлили колокола, а один колокол — прежний, тот самый, что тропаревцы припрятали когда-то. Ныне церковь Михаила Архангела имеет статус Патриаршего подворья, рядом появились дом причта с крестильным храмом и библиотекой, воскресная школа, домики-киоски для продажи церковной утвари. В общем, подлинный духовный центр жителей района Тропарево-Никулино.
     А несколько лет назад было увековечено место действия неувядаемой "Иронии судьбы": над подъездами тех самых домов прикрепили две алюминиевые таблички в виде портфеля с торчащим из него пресловутым веником и с почти одинаковым текстом. Что ж, пусть все помнят — здесь жили Надя Шевелева и Женя Лукашин.
      В этом году картине исполняется 35 лет…