Елена Ткачук __ ШКОЛА ПАТРИОТИЗМА
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Елена Ткачук
ШКОЛА ПАТРИОТИЗМА

     
     Разные ассоциации вызывает у людей слово "патриотизм". Для одних это солдат, бегущий в атаку, для других — крестьяне на хлебном поле или масштабная стройка... В любом случае всегда что-то величественное. И, как это часто бывает, масштабы порой отодвигают на второй план те "мелочи", из которых и складывается это понятие, без которых патриотизм просто немыслим. Любовь и преданность Отечеству начинаются с малого: с посаженного дерева, чисто убранного дома, доброго взгляда, протянутой руки помощи... И все это без громких слов, без претензий на исключительность.
     Часто вспоминаю выражение лица Ирины Родниной, стоящей на высшей ступени пьедестала почета. Играет гимн, медленно поднимается наш Государственный флаг, и оператор крупным планом показывает ее огромные глаза, полные слез. Эти кадры много раз потом показывали в кинохронике. Я тогда не задумывалась над этим, но что-то очень сильно зацепило. Теперь понимаю. Это были радость и гордость не за себя, а за страну, которую дуэт привел к победе. Именно эти чувства светились в ее глазах и пронзали зрителей. Потому-то и запомнилось.
     Запомнилась и другая наша спортсменка, но уже не фигуристка, а гимнастка: ее искаженное злобой лицо и без звука понятная речь.
     Можно многое понять: отчаяние, переживание, накал страстей... Но где спортивная выдержка, этика, наконец? Тогда спортсменку немного пожурили и вроде бы забыли тот случай. Но осадок остался. Потому что за соревнованиями этими тоже следил весь мир. И злое лицо спортсменки на экранах было нашим с вами лицом. Те, кому приходится представлять страну, к своим поступкам должны относиться с двойной ответственностью.
     Патриотами не рождаются. Это чувство воспитывается с детства. У нас как-то повелось вкладывать в понятие "патриотическое воспитание" умение защищать государство от внешних врагов. А про внутреннюю защиту забываем. И что имеем? Культуру свою, нравственные ценности не бережем, богатства страны сначала приватизируем, потом распродаем, отношения строим по принципу "ты — мне, я — тебе" и так далее. Но самое ужасное — это то, что средства массовой информации откровенно развращают молодежь. Первые страницы многих изданий пестрят полуобнаженными девицами — участницами конкурсов красоты, которые не ведают о том, что в женщине должна быть тайна, загадка, и что легкий локон или обнаженная лодыжка порой интригуют больше, чем голое тело. Куда ни ткнись — звезды и политики, скандалы и праздники в их семействах, браки и разводы, их дорогущие покупки и разъезды по заграницам. Это в нашей-то нищей России, где миллионы малолетних беспризорных, вымирающие деревни и города, полуголодные люди.
     Думается, было бы интереснее прочитать о том, как медленно поднимается с колен наша экономика, о том, как в каком-то городе наконец-то капитально отремонтировали или построили новую школу, открыли театр, пополнили новыми книгами Богом забытые библиотеки, узнать о благородных поступках людей, которые воспитали взятых из детского дома детей. Еще страшнее то, что некоторые газеты, размышляя на одних страницах о нравственности, на других публикуют объявления об интимных услугах. Мораль получается у них с двойным дном. Или когда вопрос идет о деньгах, все средства хороши?
     Всегда считалось дурным тоном открыто обсуждать интимные вещи, а у нас с экрана ежедневно и долгое время лились пошлые "Девичьи слезы" (название телевизионной передачи) по поводу трагедий, якобы взятых из жизни, а на самом деле разыгранных (иногда очень плохо) приглашенными людьми. Просвещать, безусловно, подростков нужно. Но просвещение это должно быть грамотным и тактичным. И не все проблемы, особенно если это касается интимной жизни, можно обсуждать публично. Юные ведущие, по всей видимости, этого еще не знали, авторы же больше заботились не о нравственности подростков, основных зрителей этой передачи, а о своих рейтингах, которые, к великому сожалению, чаще достигаются нечистым путем.
     Пошлостью пропитаны передачи многих "звезд". И чем больше веселятся на экране они сами, тем печальнее все это видеть. Лучше выключить телевизор, что многие и делают.
     А происходит все это от вседозволенности (узурпировали мэтры голубые экраны) и от отсутствия объективной критики. Это развращает и артистов, и тех, кто это смотрит. И уж конечно, низкий культурный уровень чести нашей стране не делает и патриотизма не прибавляет. Да и могут ли стать патриотами дети, взращенные в грязи да на дурных примерах?
     Мы всегда гордились нашим образованием. "Звездочки" во всех сферах деятельности продолжают загораться и сейчас. Но общая планка давно снижена. Об этом говорит даже то, что в школах на выпускных экзаменах сочинений уже не пишут. Не могут, не читают, литературы своей не знают и ошибок при письме делают столько, сколько и национальным-то школам не снилось. И это носители "великого и могучего"!
     А ведь язык — наше достояние, наше богатство, часть нашей культуры. И какие мы русские, если закрываем на это глаза, если равнодушно взираем на то, как варварски распоряжаются многие люди этим богатством?
     Подростки у нас уже не подростки, а "тинейджеры". Нас уже не устраивают расстегаи, нам "чизбургеры" подавай. Поздравляя с днем рождения, мы во всю глотку орем: "Happy birthday to you" (американцы почему-то не поют наш любимый "каравай-каравай"). Телепередачи — сплошные ток-шоу. Шоу — вся наша жизнь.
     Раньше было два мира — две идеологии. Теперь идеология одна — американская. И как результат — Пугачев не историческая личность, предводитель народных масс, а отец Аллы Пугачевой.
     Когда, наконец, мы поймем, что воспитывают не только семья и школа, а и все то, что мы видим и слышим вокруг, научимся контролировать свои слова и поступки, думать об их последствиях, тогда здоровые чувства сами начнут проявляться. Мы научимся уважать друг друга. И нам непременно захочется построить дом, посадить дерево, воспитать здорового ребенка и передать ему все лучшее, что есть у нас.