Алексей Данов
«СОБИРАЙ ДАРЫ В ЛУКОШКО»
|
Лидия ЖАРОВА, "Пятый цветок", Избранные произведения. — М., 2010.
Недавно у известного поэта земли подмосковной Лидии Жаровой вышла новая книга стихов и прозы "Пятый цветок". Уже первым же строками автор задает высокий поэтический ритм восприятия: "..А Русь моя в косынке звёздной, как мать, склонится надо мной…". Крупные поэтические мазки и глубокие философские обобщения рисуют мощную картину Бытия:
"…Как сладок здесь полынный воздух,
И как стремится к Богу высь!
Душа вздохнёт светло и гордо:
Спасибо, Родина, за жизнь!"
(стихотворение "Родина")
Поэтический образ Всевышнего присутствует у Лидии Жаровой и в других её прекрасных стихах. В частности, в стихотворении "Седьмая ночь (баллада о художнике):
"…Он рисовал… Свидетель Бог,
Он не давал себе покоя!
Катился пот, но он не мог
Смахнуть со лба его рукою".
Безрукий с рождения семнадцатилетний юноша буквально у нас на глазах прорывается к вершинам художественного творчества. Несомненно, что этот поэтический рассказ о преодолении несправедливости Судьбы — одна из поэтических вершин в творчестве и самой Л.Жаровой.
Для зрелого, сложившегося мастера характерны сочные поэтические Образы, остроумные психологические наблюдения и яркие философские обобщения. Так, в стихотворении "Мальчик-дождь" Жарова рисует сорванца-первоклашку, ассоциируя его с весёлым и скорым летним дождиком:
"…Он бесшабашно прыгал с крыш
И босоного шлёпал в лужах,
Как расшалившийся малыш,
Чей грех ещё не обнаружен…".
А какая исключительная точность и глубина в этих строках: "Камень за пазухой — точка отсчета: / Первые метры дороги к предательству"! А как вам "сакральная горечь рябиновых гроздьев"!?
Практически каждое стихотворение автора — попытка слияния с любимой подмосковной Природой, глубокое проникновение в душу русских лесов и полей:
"…Эти шелковые воды
Тех озёр, чьё имя свято,
Свет малиновых восходов
И рябиновых закатов…".
И далее: "Помолившись спозаранку, в лес вхожу, как в тихий терем..." Ощущением Бога пронизано это прекрасное творение ("Здравствуй, август"). Жарова умоляет нас относиться к Природе бережнее:
"…Благодарно
нагибайся,
Собирай дары
в лукошко,
Молчаливо улыбайся,
Вежлив будь,
как гость в прихожей".
А как скорбит и плачет поэт о гибели родной Природы в удивительных стихах "Всё меньше озер лебединых в России…" и "Разуменью вопреки", где увязаны плотно причинно-следственной зависимостью и угасание "серебряного ландыша", и "неправедный глагол".
Совершенно органично и неравнодушное, по хорошему пристрастное отношение Л.Жаровой к землякам…. Вот в обычной сельской девушке она видит "королеву с фиалковым взором" (стихотворение "Королева забытой страны"), а в подруге Алле — "аленький цветок" ("Маковка").
А какие точнейшие, кинжальные Образы: "…Молоком плеснули в просинь…", "Пёстрый ситец тротуара…"; а вот каким Она видит клён в его осеннюю пору: "Как и все, с душой раздетою / Будет русским помирать". …А вот, прекрасная зарисовка: "…Где стихи живут на полках, / Словно редкостные птицы…". Или: "…И мчатся белые кони / По строчкам его рассказов…". Поэт не может резать тыкву, потому, что она — тёплая и похожа… на кошку!..
А вот как Л.Жарова описывает муки поэтических поисков собрата по перу:
"Как неудачник — птицелов,
Ловил в силки он звуки, краски.
И вот в ладонях — россыпь слов,
Невыразительных, напрасных…"
("Неравный торг")
Не удивительно, что Жарова нашла точную поэтическую формулу своего нравственного и творческого долга на нашей планете:
"Лишь поэт, одинокий глашатай,
Призывающий к чести герольд, …
…Всё стоит, незамеченный вами,
Средь родимых кричащих развалин…
И какой трагической пронзительностью и безысходностью веет от стихотворения "Друг" о собаке, загубленной по чьей-то злой барской прихоти:
"…Теперь он знал, что есть предательство.
А думал — только верность есть".
Любители поэзии, ценители яркой лингвистической формы и глубокой философской мысли, читайте Лидию Жарову, вы не потратите даром время своей жизни.
|
|