Анна Баринова __ СТРАНСТВИЯ ЗА КРАСОТОЙ
Московский литератор
 Номер 11, май-июнь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Анна Баринова
СТРАНСТВИЯ ЗА КРАСОТОЙ

     
     Герман АРУТЮНОВ, "Огонь, мерцающий в сосуде" — М., 2010.
     КАК ЧАСТО ПЕРЕД ВЫХОДНЫМИ мы заказываем поиск в Интернете либо прилежно шелестим журнальными страницами, надеясь, что где-нибудь нас ожидает… чудо! Вот стоит только пойти — и мы увидим нечто совершенно потрясающее, что свежим ветром ворвется в душу, делая нас моложе и добрее… Но наши чаще всего безрезультатные поиски подтверждают замшелую истину — чудес не бывает.
     Неправда! Книга Германа Арутюнова "Огонь, мерцающий в сосуде" (М. — 2010) — о чудесах, которые рядом; мимо них мы, быть может, проходим каждый день, но не хватает нам стремления остановиться, оглянуться, заметить… Собственно, книга родилась из многолетнего поиска автором живых чудес в его наивной убежденности, что следует сохранять до последнего вздоха удивленный взгляд ребенка — и тогда окружающий мир откроет свои чудеса. В этой книге собраны очерки о самых разных сферах искусства и культуры, обо всем, где человек чувствует себя творцом, и о людях — с удивительными причудливыми судьбами, в любых условиях оставшихся верными главному своему призванию — создавать Красоту. Это и пожилой архитектор, ставший органным мастером и сделавший этот сложнейший инструмент из самых простых подручных материалов — таких как апельсиновые ящики и водосточные трубы; и заблудившаяся в галантном веке художница; и проживший более ста лет мечтатель, обнаруживший в себе душу египетского фараона и настолько точно отобразивший жизнь Древнего Египта во всех подробностях в своих рисунках и картинах, что даже умудренные опытом высоколобые специалисты признали его мечту реальностью; и талантливый художник-самоучка, в котором живет и дышит мелодия русского пейзажа; и колоритные персонажи, обитающие в современном Архангельском… Кстати, у автора — потрясающий дар увидеть сказку даже там, где она едва-едва просматривается: вдохновленная его очерками об Архангельском, я посетила эту усадьбу и… нашла там более стилизации, нежели истории, наверное, благодаря тому, что слишком поздно Юсуповы занялись отстройкой — в начале-середине XIX века, когда ветер перемен уже начинал гулять по России. Так что авторская сказка в данном случае оказалась даже привлекательнее реального объекта!.. У Г.Арутюнова вообще поставлен взгляд на чудеса. Вот кто-то пройдет мимо современной кружевницы, мельком улыбнется ее радостным изделиям — и только. А он — рассказал о ней так, что в душе рождается понимание философии кружевоплетения… А что? Ведь наша жизнь так похожа на кружево! Кружит нас, закручивает сердца и умы, — да так, что не отыщешь, с чего началось, и не угадаешь, чем закончится!.. Или очерк о дивном музыкальном инструменте, на котором играют, совершенно к нему не прикасаясь, при помощи плавных движений рук… в воздухе. Жаль было бы никогда не узнать об этой разновидности чуда… "Скажем, какая практическая польза от музыки? — спрашивает автор и сам же отвечает. — Да никакая. Ее ценность не измеришь ни в килограммах, ни в метрах, ни в джоулях. А мы от нее плачем или чувствуем себя счастливыми…". А раз чувствуем — значит, пробуждается душа. Ведь это нелегко — разбудить душу современного человека, у которого ни на что нет времени, жизнь проходит в скачкообразных изменениях самооценки: то нарциссизм без меры, то самоуничижение без предела.
     В своих странствиях Герман Арутюнов не утратил способность видеть и показывать другим, привлекая их внимание к мимолетности и прелести каждого мига жизни: "…ускорение нашей жизни, если что-то и дает, то многое и отнимает. Разве оценишь в движении, да еще на скорости, красоту цветка? А мы, живя все быстрее, стремимся к новой информации и новой красоте, лишая себя возможности разглядеть прекрасное в привычном, услышать музыку ветра, воды, земли. А творчество — это действительно ритуал, останавливающий нас в нашем губительном продирании через жизнь, открывающий нам другое зрение, другой слух. И тогда оказывается, что можно из всего извлечь музыку: из глины, из дерева, из шерсти…". Странник — это тот, кто идет, не торопится, но идет к своей цели. Ему не важно, освещает ли солнце путь, есть ли путеводная звезда, или над головой его собираются грозовые тучи… Его цель вечно впереди, потому что Красота неисчерпаема и бесконечна. По-разному видят ее герои книги: колоритная учительница, выйдя не пенсию, стала наивной художницей и видит красоту чувств… в кошках; знаменитый спортсмен возрождает красоту русских былинных богатырей, русской сечи, булатную романтику старинного оружия и доспеха; знатные кулинарки вместе с детской студией выпекают пироги и возрождают древнерусские обряды; художник дарит красоту, постигнутую им через классический русский ландшафт; резчик по дереву рассказывает о чудесных свойствах осины; мастерица плетет соломенные короны; а несколько патриотических молодых семей осваивают заброшенные деревни, создавая свое поселение — как высшее произведение искусства… В жизни, осознанной как странствие, писателя и журналиста Германа Арутюнова, который более 20 лет ведет самые интересные рубрики в журнале "Природа и человек", неустанно организует круглые столы, обсуждения, встречи с читателями, изучает мистику и уфологию, проводит уникальные изыскания в малоизвестных областях русской культуры и одновременно занимается европейской культурой Возрождения и Средневековья, подвергает многие явления сравнительному анализу… главным смыслом в этом безостановочном поиске, странствии становятся безусловно встречи с людьми, с теми, кто находит счастье в творчестве. Одна из основных идей этого писателя избрана в русле великих — древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.) и мыслителя Поднебесной Конфуция (ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.), которые утверждали, что зло в человеческих душах торжествует от… неведения, но стоит зажечь в них жажду познания и стремление к творчеству — и зло будет побеждено! "Огонь, мерцающий в сосуде, — это красота, которая не видна четко и ясно, как мы видим окружающие предметы. Это что-то загадочное и это внутри нас. Это наш потенциал, чудо нашего творческого "Я", огонек, который может вспыхнуть от самой маленькой искры и разгореться даже от дуновения уст. А может и вообще не разгореться, если его, пока он маленький и слабый, затушат, задавят, остудят…
     Если не раздуть в себе этот огонь до радости творческого пламени, он или погаснет, как гаснет надежда узника в каменной клетке, или выжжет огненной тоской душу дотла, не оставив в ней ничего человеческого.
     Но огонь в душе — это еще и вера. Она горит, и из человека идет свет.
     Красота — это спасение от низких истин и низких энергий в себе. Это переключение на свой максимум, на свой высокий уровень, на свой высокий свет. Это ключ к светлой жизни, это путь, который позволяет что-то оставить после себя в этой жизни, прожить на Земле не бесследно и не бесполезно…".
     Перед нами собранье очерков… Нет! Это книга о тех, кто посмел удивиться, посмел творить… посмел жить по индивидуальному закону своей божественной души, а не навязываемым правилам… какие бы умные и достойные люди их ни навязывали!.. Красота не растет в неволе.