Борис Астурмян __ ПОРТРЕТНОЕ СХОДСТВО НАЙДЕНО
Московский литератор
 Номер 12, июнь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Борис Астурмян
ПОРТРЕТНОЕ СХОДСТВО НАЙДЕНО

     
     Надежда Годенко. Словесный портрет эпохи. — М., "Серебряные нити", 2010.
     КНИГ СЕЙЧАС ВЫХОДИТ великое множество. И это не странно, ибо книги, по сути, заменили собой газеты. О пользе или вреде подобной замены дискутировать не будем, лучше пожалеем авторов, вынужденных поспешать за желаниями рынка, приноравливаться к летучей скорости печатных машин.
     Им, само собой разумеется, некогда раздумывать о таких вопросах, как нравственность, доброта, гуманность. В сакраментальной фразе "казнить нельзя помиловать" авторы эти не расставляют знаков препинания, поскольку над ними следует думать. Они оставляют это на долю редакторов и корректоров, а тем, в свою очередь, надо спешить, выдавая план на-гора.
     Книга, о которой идет здесь речь, удивляет именно неспешностью, прилежанием автора. Складывался сборник десять лет, о чем заявлено в преамбуле. На этот факт стоит обратить внимание. Десять лет — срок достаточный и чтобы взгляды автора, его методы, объекты исследования окончательно определились, и чтобы те же взгляды, методы, объекты были пересмотрены, уступили место другим методикам, концепциям, темам.
     Автор сборника верен себе, и верность эта удивительно счастливая, плодотворная. Объект исследования — произведения писателей "литинститутской школы", методы — стилистический анализ художественного текста. Сам феномен "школы" писателей, связанных с Литературным институтом им. А.М. Горького, по всей видимости, будет рассмотрен поздней, тут же обсуждаются работы тех, кто со "школой" несомненно связан. Имена одних сейчас на слуху, другие известны меньше, но и они реально присутствуют в современном литературном процессе. Так что, есть о чем рассуждать, есть что анализировать, и автор делает это с немалым умением.
     У этой книги два основных достоинства. Во-первых, это литературоведение, пусть анализ и начинается с явлений стилистики. Однако стилистика не существует отдельно от иных элементов художественного мира произведения. Стилистика определяет в произведении многое, порой она моделирует и фабульно-сюжетные структуры.
     Во-вторых, все долговременные прогнозы автора, как это ни удивительно, сбылись. Кто-то из тех, о ком шла речь, ушел из привычной "бумажной" литературы в литературу "глянцевую", кто-то, напротив, остался в патриархальной "бумажной", закрепился, интенсивно работает. Кто останется, а кто уйдет, было заявлено десятилетие назад, заявлено вполне отчетливо.
     Что же касается авторской правоты… Дело, конечно, не в недоверии, но авторы склонны заблуждаться на свой счет. Здесь, к счастью, присутствует точная и здравая оценка своих сил и возможностей.
     В начале рецензии уже сказано, что книги заменили собой газеты. Главное их назначение — скоротать время. Вечер, а то и час-полтора, покуда едешь домой с работы. Потом они благополучно выбрасываются, забываются где-нибудь в автобусе или в вагоне метро. Больше они не нужны.
     У этой книги, несомненно, другая судьба. В ней отразилась эпоха, хороша ли, плоха, о том судить позднее, когда возникнет расстояние между событиями и временем, в каком о событиях этих судят, то есть историческая перспектива. Но судить будут, и книга "Словесный портрет эпохи" может выступить в качестве свидетельства о том, что минуло. Более того, она может стать аргументом в споре филологов, решающих вопрос: была ли в конце XX и в начале XXI веков литература, может стать доказательством в споре историков, обсуждающих проблему: как сказываются исторические переломы на интенсивности культуры. Все потому, что эта книга нужна. И потому что, она тоже, хотя и по-своему, с научной, а не художественной точки зрения отразила ушедшую эпоху.