Наталия Хапкова __ НУЖЕН — ДО СИХ ПОР!
Московский литератор
 Номер 13, июнь-июль, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Наталия Хапкова
НУЖЕН — ДО СИХ ПОР!

     
     Произошло это пятнадцать лет назад. Я ехала в метро. Стоя в вагоне у дверей, читала книгу "Русская и советская поэзия". Готовилась к вступительным в Литературный институт.
     — Что вы читаете, девушка? — произнес позади меня мужской голос.
     — Да, вот, — показываю обложку, — сборник поэзии.
     — Хорошая книга. А почему ее читаете?
     Вопрос удивил меня. Да, читала я не любовный роман, не детектив. Стихи в таком объеме в руках увидишь не часто. Я обернулась, за мной стоял высокий мужчина.
     — Готовлюсь к экзаменам. В Литературный институт собираюсь.
     — Вы поступите. Моя фамилия Цыбин. Запомните: Владимир Цыбин. Все будет в порядке. Заходите ко мне на семинары…
     Потрясенная, я совсем не запомнила, как выглядел этот мужчина. Он вышел на следующей станции.
     На его творческий поэтический семинар мне попасть, к сожалению, так ни разу не удалось, но в институт я действительно поступила, дружила с "цыбинцами", и это предсказание сохранила на всю жизнь.
     Говорят, каждому, кто обращался к Цыбину, мастер давал именно тот совет, в котором человек нуждался. И предсказывал он очень часто — всё всегда сбывалось. Сначала не понимали, забывали, не предавали значение сказанному, а через годы, когда события выстраивались именно в том самом порядке, — вспоминали и удивлялись.
     Вот таким запомнили многие Владимира Дмитриевича Цыбина. Такие люди не умирают, они просто уходят и прорастают в нас памятью. Мы продолжаем советоваться с ними, как со своей совестью.
     Судьба поэта в России часто является для нас примером того, что жизненный полет настолько скор и так внезапно может прекратиться, что нет у нас времени на бестолковую суету, на существование в вакууме своих проблем. Успеть бы поделиться всем сокровенным с единомышленниками, с друзьями…
     В этом году наш литинститутский выпуск отметил десятилетие. Удалось собрать пятнадцать человек из шестидесяти заочников. И, конечно, был накрыт стол, и, конечно, были разговоры о творчестве, о мастерах. Вдохновленные лица, смех, радость встречи, старые фотографии. И, конечно, вспоминали Литературный институт — пять лет учебы, дружбы, общения, благоговения. Хотели поделиться всем, что произошло у каждого за эти десять лет. Собрали наши творческие работы, чтобы издать сборник. Воплощение этой идеи, надеюсь, впереди.
     На мой вопрос о том, нужен ли Литературный институт, чтобы стать писателем, все единодушно ответили: "Конечно, нужен"! Мастера и педагоги на лекциях показали нам способы познания этого сложного мира. Всем необходимо было чувствовать живое дыхание творчества, обмениваться мнениями. Нам необходимы были ориентиры в литературе, в искусстве, чтобы оценить и испытать свои собственные силы.
     "Орловцы" говорили о "заданиях на сессию", о постижении сути студентов, о внимании и интересе к ним Владимира Викторовича Орлова. "Цыбинцы", в свою очередь, рассказывали о требованиях своего мастера — его студентов и сегодня отличает искренность, подлинность, оптимизм, жизнелюбие в творчестве и в поступках.
     Жизнь продолжается, а Литературный институт нужен — нужен нам всем до сих пор!