Владимир Артюх
«А Я ЛЮБЛЮ ГАРМОНИЮ...»
|
Ольга ГРОЗНАЯ. "Пурпур и маренго". Сборник стихов. Пятигорск — Издательство "РИА-КМВ", 2009.
Поэтесса Ольга ГрознаЯ за первое десятилетие века нынешнего успела издать шесть сборников стихотворений. Как говорится, накипело. Да и не только, наверное. Может, потому, что не преемлет одиночества. Накопившиеся впечатления, ставшие стихами, — "результат сознательного выбора". Мне нравится её фраза: "Одиночество — это результат". Результат переживаний, переосмыслений. А чтоб сохранить гармонию с миром, поэтессе необходим тот, кто её услышит, а именно: читатель. Москвич или пятигорчанин — не имеет значения. Главное быть услышанным. Ради этого и пишутся стихи. На "взаимосвязи с миром и людьми" и построена гармония поэтессы. А друг другу всегда есть что сказать. Это conditie sine qua non ( непременное условие) между поэтом и читателем :
С мёртвыми — на мёртвом языке.
А с живыми — говорю стихами.
Стихи для Ольги Грозной — органическое состояние её души. В них она видит спасение от одиночества, от всего негативного, что навязывается извне.
Стихи для неё — как своеобразный оберег. Но ни в коем случае не прихоть, не блажь:
Стихи — не блажь — спасенье для меня.
Путь к стихам — это путь на Голгофу. Поэты знают, на что они обрекают свою жизнь. Душа поэта всегда "верна неведомым пределам", ( Ю. Кузнецов). К этим "неведомым пределам" и лежит путь поэтессы:
Пусть кто-то уйдёт в запой,
А я ухожу к поэтам.
Другими словами — в Поэзию, так как "каждый день выводит нас на плаху". И только в стихах поэта "мысль окажется нетленной" и "живым зерном".
Один из разделов сборника посвящён Парижу:
Но однажды в июне —
Оказалась в Париже.
……………………..
В Империи любви
И красоты, и моды.
Русский человек отзывчив. Тем более Париж — Мекка русских писателей, художников, артистов. Здесь, кстати, были опубликованы первые стихи Анны Ахматовой. Вспоминается Владимир Маяковский:
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже…
Стихи о Париже у Ольги Грозной и светлые, и грустные. Поэтесса, как ребёнок, радуется тому, о чём она могла только мечтать. А тут всё и сразу наяву: и аэропорт им. Шарля де Голля, и Монмартр, и Фонтебло, и Тур Эффель, и ночной Париж, и Сена, Далида и Сартр, и даже "вкусный запах булочек и кофе", и многое другое…
Стихи не существуют сами по себе. Они наполнены запахами, красками, снежными хлопьями, грибными дождями, — всем тем, с чем состояние души лирического героя гармонирует. На этом, я бы сказал, и аккумулируется энергетика стиха поэта. И недаром Ольга Грозная назвала свою книгу "Пурпур и маренго".
Именно цветовая гамма стихотворений является тем "живым зерном", о котором поэтесса писала. Цвет — один из главных признаков гармонии. Без него стихи не смогли бы стать воплощением живой мысли.
В цвете они живут "неведомым" настроением, "неведомой" интонацией, доступной посвящённому читателю…
Многие стихи поэтессы как раз и живут ощущением цвета.
Здесь и "звёзды — яркие во мгле", "зелёная, кудрявая весна", "скороспелая осень", "жизнерадостный цвет"…
Даже "космическая просинь" персонифицируется в стихах и становится задумчивой далью таинственных осенних туманов.
В общем, всё подчинено гармонии и наполнено светом надежды.
|
|