Баяр Жигмытов __ ПРЕЖДЕ ДУМАЛ О РОДИНЕ, ЛИШЬ ПОТОМ–О СЕБЕ
Московский литератор
 Номер 18, сентябрь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Баяр Жигмытов
ПРЕЖДЕ ДУМАЛ О РОДИНЕ, ЛИШЬ ПОТОМ–О СЕБЕ

     
     Семен ЩЕТИНИН: от Донбасса до Байкала.\С.В.Карнаухов, В.П.Карнаухова, Н.Г.Петрова, В.Н.Хайрюзов. — М.: "Вече", 2010. Книга издана при поддержке Иркутского землячества "Байкал" в Москве.
     ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИКЕ государственного управления страной, ее регионами путем изучения конкретного, живого опыта замечательных управленцев могло бы стать ценной образовательной методикой для современных губернаторских и муниципальных команд. К сожалению, пока многое из опыта успешного антикризисного управления регионами государства до сих пор познается из устных источников, фрагментарно.
     Поэтому весьма знаменательным фактом является выход книги об одном из самых успешных региональных лидеров России двадцатого века — Семене Николаевиче Щетинине, секретаре подпольного Донецкого обкома партии в годы Великой Отечественной войны, первом секретаре Иркутского областного комитета партии, Чрезвычайном и Полномочном После СССР в Монголии. Как знать, может ей суждено стать первой книгой будущей настольной библиотеки нашей управленческой элиты?
     Авторы книги — Степан Васильевич Карнаухов, Валентина Петровна Карнаухова, Наталья Георгиевна Петрова, Валерий Николаевич Хайрюзов представили биографию Семена Николаевича Щетинина, удивительную по насыщенности событиями государственного, даже планетарного масштаба, на которые этот человек оказывал влияние, умело управлял.
     Семен Щетинин родился 4 августа 1910 года в селе Шибаново Смоленской области, в бедной, многодетной крестьянской семье. В школу с братьями и сестрами ходили за несколько верст в соседний город Дорогобуж пешком, по теплу — еще и босиком: берегли дорогую по тем временам обувку…
     С шестнадцати лет — кормилец и добытчик семьи, Семен работает на сыроваренном заводе в городе Дорогобуже, затем — на донецкой шахте. Заканчивает горный техникум, служит в погранвойсках на Дальнем Востоке…
     После армии вернулся в Донбасс, на шахту. Молодой, грамотный, активный специалист быстро продвигался по службе. Заместитель парторга шахты, секретарь парткома шахты с 1938 года; в конце 1941 года получил партийное задание — остаться в тылу фашистов и организовать подпольную работу в городе Горловка. Благодарные земляки впоследствии воздадут должное: в 1976-м году в городе Донецке, в 1977-м — Горловке появятся улицы его имени.
     За успешную организацию антифашистской подпольной деятельности на родной донецкой земле Щетинин был также награжден орденом Боевого Красного Знамени. Между прочим, рядом с его дружиной, в соседней области действовало подполье легендарных молодогвардейцев… И после войны писатель Александр Фадеев долго и подробно беседовал с Щетининым о подпольном антигитлеровском молодежном сопротивлении донбассовцев, собирая материалы для книги и кинофильма "Молодая гвардия".
     В июле 1942 года Семен Щетинин подорвался на противопехотной мине при переходе линии фронта возле Ростова. Его спасли, выходили местные жители — Колесникова, Чаплыгин (днем парикмахер, ночью командир партизанского отряда), Майсурадзе (врач), семья Макратичан…
     С 1944 года С.Н.Щетинин — секретарь партийной коллегии Сталинского обкома компартии Украины. В 1947 году окончил Высшую партийную школу в Москве, работает секретарем парткома в г.Артемовск, секретарем горкома. Активно занимался восстановлением разрушенного производства в Донбассе, используя свои познания в горно-технических и управленческих науках. Его успешная деятельность была замечена в Москве, и ему предложили интересную и престижную должность в Сибири.
     В 1951 году он становится вторым, и вскоре первым секретарем Иркутского областного комитета КПСС, вплоть до 1968 года.
     Иркутский период работы С.Н. Щетинина особо впечатляет размахом и эффективностью проявлений его природного управленческого таланта. А ведь командовать без малого два десятилетия ему пришлось огромной территорией в 768 тысяч квадратных километров, что более чем в два раза превышает площадь земель нынешней Германии. Между тем, в 1951 году, когда С.Н.Щетинин только приступал к работе в Иркутске, край, несмотря на богатейший потенциал природных ресурсов, был еще мало обжит, промышленность только начинала развиваться. Надо признать, степенный, статный смоленский мужик, крепкоголовый, с крупными чертами волевого лица, внимательным взглядом и неожиданно доброй улыбкой сразу глянулся суровым сибирякам. И южанин оценил по достоинству доверчивую широту сибирской души, что под стать разве что лишь неподъемным размерам ее родных просторов. Взаимоприязнь в сотрудничестве дарует и соответствующие результаты. Подсчитать их даже сегодня, по прошествии лет, трудно ввиду их громадности. Просто перечислить — и на это потребуется уйма времени.
     Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Мамаканская гидроэлектростанции… История этих эпохальных строек Сибири сложилась счастливо прежде всего благодаря отеческой опеке Семена Николаевича. В свое время глава СССР Н.С.Хрущев хотел было "заморозить" строительство самой мощной и эффективной в мире Братской ГЭС, но С.Н.Щетинин и строители гидростанции сумели вопреки директивам высоких инстанций ударным трудом отвратить грозящую "заморозку"… Себестоимость производства одного киловатт-часа электроэнергии с тех пор в области — самая дешевая в России. По инициативе и прямом кураторстве Щетинина в области выросла мощная социальная инфраструктура 67 городов — промышленных территорий со школами, поликлиниками, детскими садами, дорогами, трамвайными и троллейбусными маршрутами.
     За годы своей работы в области С.Н.Щетинин самолично побывал — и не по разу! — почти в каждом из 365 сел, во всех 67 городах и 33 районах. Интересны приводимые авторами книги примеры рабочего расписания советского губернатора: с утра на колхозном рынке, анализ цен и ассортимента продуктов. Фактически тем самым он включал рыночный механизм сельского производства, объем которого в области быстро увеличился в три раза… Вечерами — обязательная поездка в пригород на стройплощадки предприятий по производству алюминия, иных цветных металлов. И ежедневно — десятки встреч с людьми — от простого школьника, учителя, до секретаря парткома, директора завода, ученого…
     Авторы отмечают его спокойный и мягкий характер, умение просто и душевно побеседовать с любым человеком.
     Кропотливой ежедневной работой, на конкретных примерах, заданиях по организации промышленного и сельского производства С.Н.Щетинин подбирал, растил, воспитывал в Иркутской области многотысячную команду управленцев разных профилей, различного уровня. Выявлял молодых, инициативных инженеров, комсомольских и партийных работников. Поддерживал их карьерный рост, отправлял на учебу в Москву, Новосибирск, помогал в обустройстве на работе и в жизни.
     Простота, доступность, редкостное человеческое обаяние вкупе с образованностью, увлеченностью своим делом, умением заражать своим увлечением других, как магнитом, притягивали к нему людей из самых разных кругов общества. С.Н.Щетинин сумел вовлечь в заинтересованное сотрудничество с Иркутской областью все основные промышленные министерства и предприятия страны, направить на байкальские берега, в местное производство и социальную инфраструктуру мощный поток государственных инвестиций.
     Примечательны опубликованные в книге воспоминания коллег С.Н.Щетинина об особом внимании, которое руководитель области оказывал Усть-Ордынскому бурятскому национальному округу. В этой сфере он исповедовал бережное отношение к бурятским народным традициям, с его именем связывают возрождение в области древнего празднования бурят —- сурхарбанов — ежегодных летних культурно-спортивных торжеств, он заботился о поддержке бурятского образования, культуры и литературы, сказителей-улигершинов… В стратегическом плане отвергая всячески политику великодержавия, национализма, С.Н.Щетинин жестко критиковал также пассивную поведенческую политику младшего брата-иждивенца.
     По решению советского руководства, с 1968 по 1972 годы С.Н.Щетинин работает Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Монголии. И на этой должности было востребовано его умение руководить, созидать, строить.
     Щетинин — из тех, к сожалению, теперь уже немногих высоконравственных, совестливых представителей российского сообщества, для которых слова "раньше думай о родине, а потом о себе" — суть выражение истинного содержания их жизни, а не преходящий лозунг на злобу дня. Он из породы тех коренников российской державной истории, кем из века в век определяется лицо текущей эпохи, круг главных героев ее летописных преданий. Благодаря таким людям России удалось пережить распад СССР, сберечь извечную способность российской цивилизации к самосохранению и возрождению.
     Иркутское землячество "Байкал" в Мо
     скве сделало доброе дело, поддержав издание этой замечательной книги к столетию великого россиянина, фронтовика, выдающегося политического и хозяйственного руководителя и дипломата двадцатого века.