Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 19, сентябрь-октябрь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Уже неоднократно было высказано мнение о том, что общественное настроение в стране по многим признакам напоминает настроение конца 80-х — времён так называемой "перестройки". Смутные противоречия в "высших сферах", выплёскивающиеся на телеэкраны и страницы печатных СМИ. Неоднозначные, мягко говоря, "проговорки" высоких чиновников о том, что "народ российский не годится для модернизации страны". Публичные дискуссии по "актуальным" вопросам, на которые история и народ вроде бы давно уже дали ответ (вроде того, "разрушитель" Гайдар или "созидатель). Девятнадцать лет прошло со времени так называемого "путча" 1991-го года и почти семнадцать — со времени ликвидации Верховного Совета, миллионы людей оказались перемолотыми беспощадной мельницей "демократических реформ", но сегодня люди узнают о том, что "мы в самом начале пути". С одной стороны, сформирован специальный орган по противодействию искажению отечественной истории, но с другой — как и на протяжении всех девяностых — стабильно и деловито функционирует индустрия, занимающаяся, вот именно, искажением этой истории, зачастую в самой циничной и оголтелой форме. В эпоху либерализма взросла целая когорта деятелей, сделавших русофобию и антисоветизм своей профессией, доходной и, как показывает жизнь, по сей день весьма перспективной. "Свобода слова" в демагогическом либеральном понимании привела к тому, что традиционная российская система ценностей оказалась если не разрушенной, то, во всяком случае, существенно поколебленной. Целостность общества держится преимущественно на инерции советского воспитания людей, т.е. на старшем и среднем поколении. Идеология крайнего индивидуализма, которая культивируется всеми возможными способами — от кинематографа и ТВ до новейшей художественной литературы (о которой должен быть разговор отдельный) — ставит под угрозу существование народа как такового, превращая его в агрессивное и внутренне разобщенное собрание людей, объединённых только необходимостью стяжания капитала.
     Изредка, по неясным до конца причинам, заходит разговор о том, что у рабочих специальностей есть свой престиж, что простой строитель или, скажем, лесоруб должен считаться не менее уважаемым членом общества, чем "менеджер" или "дилер". Разговоры эти затихают, едва начавшись, поскольку данная проблема совершенно неинтересна тем, кто по роду деятельности или долгу службы обязан заниматься формированием здоровой атмосферы в государстве. Но стоит лишь включить телевизор и посмотреть несколько минут любой сериал, любую передачу, как станет ясно, кто подлинный герой нынешнего времени. В общественное сознание на протяжении всего постсоветского периода методично вдалбливается как бы аксиома: каждый должен стремиться к тому, чтобы иметь свой "бизнес"; каждый должен хотеть иметь "своё дело"; если человек говорит, что он не хочет заниматься "бизнесом", значит, это просто неудачник или… Следует признать, что, по крайней мере, в мегаполисе эта установка утвердилась прочно и незыблемо.
     Идея профессионального призвания, так же, как и другие идеалистические представления, присущие социалистическому обществу, если и не отрицается открыто, то, во всяком случае, стыдливо замалчивается. Добровольно избрать стезю школьного учителя, районного врача, учёного (в нормальном, неутилитарном смысле слова) сегодня решится далеко не каждый. И дело не только в том, что "мало платят" (хотя и в этом тоже). Дело ещё и в том крайне неблагоприятном моральном климате, сложившемся вокруг профессий, являющих собой, по сути, основу традиционного российского общества. Кому охота быть неудачником? "Быть учителем почётно!.." "Ну, да, да, конечно. Но…".
     Для того чтобы идти вперёд, нужно, чтобы исходные позиции были если не безупречными, то, по крайней мере, определёнными. Должна быть система моральных ценностей. Должна быть история, которой можно гордиться. Должна быть возвышенная идея, вырывающая человека из болота повседневности и заставляющая взволнованно биться его сердце…
     Есть ли всё это у нас?
     Включите телевизор…