Иван Голубничий __ «И СЕРДЦЕМ ПРИМЕМ БОЖЕСКИЙ СТАТУТ»
Московский литератор
 Номер 19, сентябрь-октябрь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
«И СЕРДЦЕМ ПРИМЕМ БОЖЕСКИЙ СТАТУТ»

     
     Юрий БОГДАНОВ. "Галактика души", Сонеты. — Рязань, "Литера М", 2010.
     НоваЯ книга "Галактика души" поэта Юрия Богданова привлекает, прежде всего, парадоксальным сочетанием двух, казалось бы, взаимоисключающих качеств — почти ортодоксальной приверженностью русской поэтической традиции и одновременно живым, энергичным творческим дерзновением, выводящим поэта в новые сферы, к новым возможностям духа и всё той же, уже названной, русской поэтической традиции. Это особый дар, это даётся свыше.
     Уже то обстоятельство, что поэт избрал для новой книги исключительно форму сонета (форму архаичную даже и для XX века, что уж говорить о нашем времени!), свидетельствует о том, что на пути творческого поиска он способен делать весьма рискованные и мужественные шаги.
     Нынешнее время обладает особой динамикой, сводящей проявления духа к поистине калейдоскопическим мимолётным проблескам. Очень возможно, что иной современный читатель, открыв книгу и убедившись, что она состоит исключительно из сонетов, равнодушно отложит её в сторону, не прочитав и первой страницы. И очень много потеряет. Потому что Юрий Богданов странным образом актуализировал старинный и, в общем-то, инородный (хотя и органично "прижившийся" в русской традиции) сонет, наполнил его современным русским звучанием. Для того, чтобы совершить это, от автора требовалась, во-первых, недюжинная творческая смелость, и, во-вторых, органичное внутреннее понимание той задачи, которую он поставил перед собой.
     Почему именно сонет? Сегодня для того, чтобы попасть в категорию "актуальных" авторов, гораздо более перспективно использовать верлибры, а писать "в рифму" в "кругах, близких к официальным", считается провинциализмом и чуть ли не дурным тоном. Современные поэты — приверженцы классической русской традиции, как правило, следуют в её неисчерпаемом русле и на этом пути достигают порой весьма впечатляющих результатов.
     Сонет иногда допускается в единичных проявлениях, как некий изыск, своего рода дань европейской традиции, оказавшей известное влияние на русскую поэзию. Но целая книга сонетов, общим числом — 251!..
     В достаточной ли мере этот поэтический поступок обоснован эстетическими и духовными запросами современности? Откроем книгу наугад:
     
     "... Искусство не арена для сражений,
     Для доказательств и ниспровержений...
     
     Но если в нём живого чувства нет,
     То как ни раздувай огонь в речах
     Певец, художник, музыкант, поэт —
     Не разгорится искорка в сердцах".
      (Сонет 44)
     
     Юрий Богданов строго следует требованиям избранной поэтической формы. Чеканный ритм, безупречные рифмы, изящно перемежающиеся элегантными ассонансами, чистота образов, свежесть и живость чувства, ясность и отточенность идейной составляющей — таковы тезисные характеристики книги "Галактика души". Философская глубина сонетов гармонично сочетается с художественной цельностью.
     Юрий Богданов обладает чутким поэтическим слухом, который позволяет ему находить довольно сложные фонетические ходы, не характерные для классического сонета, обогащающие, актуализирующие сонет, помещающие его в живой контекст современного литературного пространства.
     Как подлинный мастер, Юрий Богданов избегает чрезмерно броских концовок (для которых форма сонета весьма благоприятна и соблазнительна), его поэтические обобщения имеют сдержанно-открытый характер, позволяющий продлить ощущение, если угодно — послевкусие поэтического слова, и прочувствовать отдалённый отзвук того, что не прозвучало, но — в то же время и прозвучало, где-то между строк...
     
     В Отечестве непризнанный пророк
     Благословит на будущее детство,
     
     Которое для духа царь и Бог...
     
     Завещанное чистотой в наследство,
     Оно для человечества урок.
     Мы — дети вечные, уставшие от бегства".
      (Сонет 126)
     О чём бы ни писал Юрий Богданов в книге "Галактика души", тема русской природы наполняет его поэтический мир. Поэт чрезвычайно внимателен и к мелким деталям, и ко всему земному миру в целом. В этом и проявляется его настоящая, беспафосная, но искренняя и болящая, неизбывная любовь к своему Отечеству — к родной земле, к родной стране, к её истории, к её народу.
     Публицистические вкрапления сообщают книге ту необходимую степень "злобы дня", без которой книга, возможно, кому-то показалась бы чрезмерно "дистиллированной". Но эти вкрапления необходимы. Есть темы, на которые настоящий поэт не может высказаться иначе, как только прямым словом, обнажающим суть, не позволяющим затмить животрепещущие раны и язвы современности туманом отвлечённых рассуждений и игрой словами и понятиями.
     Поэт и гражданин, стоящий на позициях интересов России и её многострадального народа, православный по вере и по духу, государственник по убеждениям, Юрий Богданов свято следует заветам народолюбивой Музы великих русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Радищева, Некрасова...) и говорит правду — горячо, но с достоинством, истинным достоинством русского патриота, у которого нет врагов, кроме врагов Бога и Отечества...
     
     "Умом и сердцем — голытьба!
     Внутри у вас, как в склепе, глухо,
     Гляделки засидели мухи —
     
     Существование раба...
     Вам не простят убийство духа
     Ни Бог, ни Совесть, ни Судьба!"
      (Сонет 163)
     
     И всё же сонет (как и венок сонетов) являет собой неизбывно актуальную форму, поэтому он был востребован во все времена от своего появления, поэтами практически всех народов мира (даже Индонезии!). Использование этой формы, на первый взгляд весьма доступной, требует не только личностной зрелости и большого литературного опыта, но и определённой удачи.
     Книга русского поэта Юрия Богданова уникальна, по крайней мере, для нынешнего времени. Он дерзнул, и его дерзновение увенчалось успехом. Книга сонетов "Галактика души" состоялась.
     Если попытаться найти нечто подобное в истории славянских литератур, то можно назвать великого чешского поэта (словака по рождению) Яна Коллара (1793 — 1852) с его знаменитой поэмой "Дочь Славы", состоящей из шестисот сонетов и проповедующей идеологию панславизма — в том виде, в котором она существовала в соответствующий исторический период.
     Есть и другие примеры того, как сонет, вторгаясь в инородное литературное пространство, оказывался необходимым и незаменимым средством для выражения насущных запросов той или иной среды...
     Серьёзный и взыскательный читатель найдёт в книге Юрия Богданова "Галактика души" и источник душевных переживаний, и пространство для философского размышления, и неисчерпаемые вопросы бытия, выраженные в яркой, старинной и обновлённой форме сонета.