Владимир Фалин __ СЛОВО О ЗЕМЛЯКЕ-ПОЭТЕ
Московский литератор
 Номер 21, октябрь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Владимир Фалин
СЛОВО О ЗЕМЛЯКЕ-ПОЭТЕ

     
     Игорь ФЕДОРИН. “Как устоять святому древу”. Книга стихов. — Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009.
     ЕСЛИ ПЕРЕЧИСЛИТЬ НАЗВАНИЯ КНИГ, изданных моим земляком-ельчанином, московским поэтом Игорем Федориным, на его малой родине, то придётся признать, что у нас в Ельце и вообще в Липецкой области его творчество знают лучше, чем в Москве. Хотя и тиражи мизерные, и оформление не чета столичному, но стихи говорят сами за себя. С 1994 по нынешний год у И.Федорина здесь вышли четыре книги, а в Москве за тот же период — две. Но не числом же, как говорят, а уменьем… И хотя немало стихов написано на местном материале, но радиус действия их, благодаря выразительности поэтического слова, приобретает далеко не локальное звучание.
     Вот исполненные искреннего сочувствия проникновенные строки о судьбе старой учительницы:
     Ребят учила, было время.
     А нынче две козы — весь класс.
     Она им сказку — козы дремлют,
     Нехитрый слушая рассказ…
     Когда же вдруг напропалую
     Те козы шасть на мостовую,
     "Пугни, пугни", — кричит мальчишкам.
     Стоит и ждёт, пока пугнут…
     Мешок у ног, клюка под мышкой,
     На космах — выцветший лоскут.
     Портрет и характер реального персонажа (я сам когда-то учился у этого педагога) описан очень точно. Последние годы Екатерина Алексеевна — так её звали — жила одиноко в лучковской части города, пасла своих коз на зелёном берегу Сосны.
     Вроде бы частная, неброская деталь в богатой, полной разнообразием жизни. Но разве мало таких одиноких, еле сводящих концы с концами, старых учительниц, живущих нынче в городах и сёлах, воспитавших не одно поколение своих питомцев?
     Поэтическое повествование — вот что отличает творческий почерк автора. Даже в описании лирического настроения поэт тяготеет к излюбленному приёму, отталкиваясь от конкретной зримой детали, от предметного, наглядного изображения:
     Я космы ивы трону пятернёй,
     Ещё не пожелтевшие, густые.
     Нежданно ощутив ответный зной,
     Припомню дни, когда любил впервые.
     Федоринская простота поэтического слова — это и сложная гамма слившихся воедино, порой противоречивых психологических состояний его души.
     Всё чаще золотые купола
     Встречаю на любой моей дороге.
     Иль вновь на землю праведность пришла,
     И люди снова вспомнили о Боге?
     Но нет просвета в тучах над страной,
     Жизнь по неправым движется законам…
     Или:
     Судьбу свою оплакивать довольно,
     Чужую, чуть начавшуюся, тоже.
     Но почему же всё-таки невольно
     Она тебя так мучает, тревожа?
     Поэт зовёт к преодолению уныния, косности, инерции, к обретению гражданской позиции:
     Отбросить себялюбие и чванство
     И подчинить себя святой работе:
     Страну свою на чистое пространство
     Из грязи выволочь в конечном счёте.
     Позиция автора определяется чувством социальной общности с миром, с исконными нравственными началами и основами человеческого бытия.
     Не секрет, что в стихах нынешних молодых часто встретишь оторванность от реальной жизни, а за их опытами-выкрутасами не увидишь истинной красоты русского слова.
     Не то у Федорина. Чувствуется его пристальный взгляд на современность. Он смело касается острых социальных тем, правдиво их разрешает. Объясняется это его жизненным опытом: за плечами долгой и нелёгкой жизни — полные лишения и голода военные и послевоенные годы, затем — учёба в Литературном институте, после окончания которого — поездки по стране: Северу, Сахалину, десятилетия журналистской работы разъездным корреспондентом от газет родной Липецкой области.
     Поэт никогда не забывал о своей малой родине, о древнем, как сама Русь, Ельце. Один из разделов новой книги целиком посвящен краю, где он родился, с которым кровно связан крепкими родословными корнями. Именно этот, прославленный многими писателями и поэтами уголок Черноземья — и есть богатая историей, героическими, трудолюбивыми и мудрыми людьми земля.
     В своём стихотворном сборнике "Как устоять святому древу" поэт пишет и о крупных, ключевых конфликтах времени. Здесь и резкий упрёк в адрес празднословов-политиков — "голых королей", и характеристика "убойного века", в котором вес души человека тождествен весу пули, а застрявший со времён царя Гороха между камней кремлёвской брусчатки жёлудь символизирует равнодушие верховной власти к народным массам.
     И всё-таки лейтмотивом книги является неизменный оптимизм и вера в будущее. И снова поэт верен себе, отталкиваясь в своём настроении от реального образа — на этот раз цветка донника, который напоминает ему глубинную веру русского человека в лучшее.. Слово поэта обязано помочь людям выйти к радости, к свету:
     И в дни, когда о гибели долдонят,
     Всего важней — таким примером быть,
     Чтоб чей-то взгляд порадовать, как донник,
     И чью-то жизнь надеждой укрепить.