Светлана Замлелова __ СЛУЖЕНИЕ РУССКОМУ ИДЕАЛУ
Московский литератор
 Номер 22, ноябрь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Светлана Замлелова
СЛУЖЕНИЕ РУССКОМУ ИДЕАЛУ

     
     11 НОЯБРЯ 1821 ГОДА в Москве на улице Божедомке в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных родился Фёдор Михайлович Достоевский
     НельзЯ представить Россию без Достоевского. Его имя — это тот кусочек смальты, из множества которых складывается лик России.
     Один из лучших сынов своей страны, Достоевский не просто любил Отечество, он истово верил в его особое предназначение, в его миссию послужить всечеловеческому единению. "Мы начнём с того, что станем слугами для всеобщего примирения, — писал он в "Дневнике писателя". — И это вовсе не позорно, напротив, в этом величие наше, потому что всё это ведёт к окончательному единению человечества. Кто хочет быть выше всех в Царстве Божием — стань всем слугой. Вот как я понимаю русское предназначение в его идеале".
     Этот "русский идеал" связывал Достоевский с Красотой. "Мир спасёт красота", — всем известные и изрядно потрёпанные слова, сказанные князем Мышкиным, всяк трактует, как заблагорассудится. Но в контексте всего творчества Достоевского совершенно очевидно, что речь идёт не о внешней красивости, но о душевной чистоте и святости. Не раз и горячо призывал писатель судить русский народ "не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает". Русский народ, по Достоевскому, "до того был предан разврату и до того был развращаем и соблазняем и постоянно мучим, что ещё удивительно, как он дожил, сохранив человеческий образ, а не то, что сохранив красоту его. Но он сохранил и красоту своего образа".
     Простодушие, честность, искренность, незлобие, кротость и широта ума — этими качествами наградили русского человека его идеалы, которые он сумел пронести через бурливую свою историю и сохранить с тем, чтобы щедро однажды поделиться ими с остальным человечеством: "Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время — явить этот образ миру, потерявшему пути свои"…
     
     ПИСАВШИЙ ТАК МНОГО о богоизбранности русского народа, Ф.М. Достоевский и сам, вне всякого сомнения, был избран Богом на особое служение. Доказательство тому — не столько талант писателя, поставивший его на вершину мировой литературы, сколько сама жизнь Достоевского, похожая, точно жития святых, на явленное чудо.
     Едва ступив на литературное поприще, Достоевский снискал невероятный успех. Это именно о его первом романе "Бедные люди" (1845) Некрасов сказал Белинскому: "Новый Гоголь явился!" Белинский, правда, возразил недоверчиво: "У вас Гоголи-то как грибы растут", — но, ознакомившись с романом, встретил Некрасова словами: "Приведите, приведите его скорее!"
     Обласканный Достоевский совершенно потерял голову и оттого очень скоро стал предметом насмешек и колкостей своего брата-литератора. "С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. Он был худенький, маленький, белокурый, с болезненным цветом лица; небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно подёргивались", — писала в "Воспоминаниях" Авдотья Панаева.
     Достоевский видел и чувствовал эти перемены в тех, кто ещё вчера искал знакомства с ним. От обиды он дерзил и злился и… становился ещё более смешным и нелепым. К тому же, следующие повести его не то, что не имели всеобщего успеха, а вызвали всеобщее недоумение. "Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением!" — признавался Белинский в письме Анненкову.
     В 1846 г. Достоевский познакомился с чиновником Министерства иностранных дел Михаилом Петрашевским. У Петрашевского по пятницам собиралось общество, разглагольствовавшее о положении крестьян, о теории Фурье, о французской революции. "Петрашевцы, — по слову Бакунина, — составляли общество самое невинное, самое безобидное". Пылкий и впечатлительный Достоевский, мечтавший о переустройстве народной жизни, вскоре присоединился к этой компании. А через несколько лет, после того, как на одном из собраний зачитывали знаменитое письмо Белинского Гоголю, где критик обрушивался на писателя за "дифирамбы", пропетые Гоголем в "Избранных местах из переписки с друзьями" "любовной связи русского народа с его владыками" и Церковью, члены кружка в составе 34 человек были арестованы, как неблагонадёжные, по доносу.
     
     ПОЛГОДА ПЕТРАШЕВЦЫ провели в тюрьме. По приговору суда им предстояли каторжные работы. Но прежде чем отправить осуждённых в острог, перед ними, с одобрения царя Николая Павловича, разыграли страшный спектакль. Арестантам, в том числе и Достоевскому, огласили приговор: "Подвергнуть смертной казни расстрелянием…" Их привели на эшафот, привязали к столбам, надели на головы тюрюки. Солдаты вскинули ружья, раздалась команда: "Пли!..", но… В следующую секунду прозвучала уже другая команда: "Отставить!" И осуждённым зачитали решение о помиловании: "Виновные <…> помилованы по личной просьбе Его Императорского Величества".
     Не испытавшему, трудно представить, что может чувствовать человек, стоя в очереди за собственной смертью! В романе "Идиот" Достоевский подробно опишет свои ощущения. Главное, что тяготило его тогда — сожаление о бесцельно потерянном времени. Сколько его было в прошлом? А сколько осталось сейчас — две, три минуты? И сколько ещё можно успеть: "…проститься с товарищами <…>, последний раз кругом поглядеть!"
     Достоевского приговорили к четырём годам каторги, а после — службе рядовым. Закованного в кандалы, его увезли в Омскую крепость, жизнь в которой он описал впоследствии в "Записках из Мёртвого дома". И как символично, что на этом крестном пути у него была своя Вероника — в Тобольске в пересыльной тюрьме Достоевского с товарищами по несчастью посетили жёны декабристов, принесшие им еду и подарившие каждому Евангелие. Точно в утешение, точно в напоминание, что всякое мучение, всякая смерть оканчивается Воскресением. И вскоре это Воскресение состоялось. В рассказе "Мужик Марей" Достоевский позже опишет, как однажды на Пасху, когда отменены были в остроге все работы, и пьяные, орущие грязные песни арестанты встречали Праздник, писатель возненавидел этих безобразных людей с вырванными ноздрями и клеймами: "Другой уже день по острогу "шёл праздник"; каторжных на работу не выводили, пьяных было множество, ругательства, ссоры начинались поминутно во всех углах. <…> Да и никогда не мог я вынести без отвращения пьяного народного разгула, а тут, в этом месте, особенно. В эти дни даже начальство в острог не заглядывало, не делало обысков, не искало вина, понимая, что надо же дать погулять, раз в год, даже и этим отверженцам и что иначе было бы хуже. Наконец, в сердце моём загорелась злоба". Но нахлынувшее вдруг детское воспоминание о простом мужике, который лаской и добротой разогнал когда-то нелепые страхи мальчишки, заставило Достоевского иначе взглянуть на сокамерников. Ведь в каждом из них за отвратительной наружностью сохранилось, быть может, и прячется что-то трепетное и нежное: "Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице и хмельной, орущий свою пьяную сиплую песню, ведь это тоже, может быть, тот же самый Марей: ведь я же не могу заглянуть в его сердце". И злоба ушла, уступив место сожалению и грусти. Отогрелось и воскресло сердце в Светлое Христово Воскресение!
     
     А ВПЕРЕДИ БЫЛО ЕЩЁ много испытаний: служба рядовым, любовь к женщине странной и сумасбродной и женитьба на ней, скорое вдовство, мучительная, изнуряющая страсть к экзальтированной Аполлинарии Сусловой, эпилепсия, вечная нехватка денег, смерть новорожденного ребёнка в новом браке с Анной Сниткиной и, наконец, болезнь ещё более страшная, чем эпилепсия — лудомания, психологическая зависимость от азартной игры. Пристрастившись к рулетке, Достоевский много лет не мог совладать с этой напастью. В 1870 г., уже будучи известным писателем, автором "Преступления и наказания", "Идиота", "Записок из подполья", Достоевский приезжает в Висбаден, где в очередной раз проигрывает все имевшиеся у него наличные деньги. Он бросается вон из казино. В отчаянии он хочет найти церковь. Но уже поздно, на улице темно. Наконец, он видит перед собой храм. Думая, что перед ним Православная церковь, он заходит, но вместо церкви попадает… в синагогу.
     В ужасе бежит он домой и пишет жене: "Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет…" В самом деле, после этого странного случая он "во всю жизнь уже после не играл". "Он думал, что бежит к Спасителю, — пишет Анри Труайя в книге "Фёдор Достоевский", — а попал к тем, кто Его распял. Нет никакого сомнения, что такому болезненному, мнительному, суеверному, нервному человеку, каким был Достоевский, одного воспоминания об этом приключении достаточно, чтобы больше не поддаваться самым изощрённым искушениям и навсегда излечиться".
     Падения и взлёты, чудесные преображения, борьба с соблазнами и бесконечный поиск проживает каждый человек. Но в жизни Ф.М. Достоевского всё это было чрезвычайно ярко, насыщенно и, можно сказать, преувеличенно. Каждый из нас борется с соблазнами, насылаемыми врагом рода человеческого; каждый страдает, скучает, боится. Но далеко не каждому выпадает остаться один на один со своей смертью, познать "прелести" каторги и острога и при этом сохранить душу чистой, а ум — ясным. Жизнь Достоевского, в самом деле, напоминает жития святых, встречавших на пути к Богу то бесов, то ангелов.
     Но он не был святым. Бог избрал его на иное служение.
     
     РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ, в отличие от западной своей сестры, неразрывно связана с литературой, что проявилось в творчестве великих русских писателей — как в прозе, так и в поэзии. Фёдор Михайлович Достоевский, заявивший однажды в письме к брату, что посвятил себя разгадке тайны под названием "человек", оказал поистине планетарное влияние на литературу и религиозно-философскую мысль XX столетия. "Он обладал, — по слову Бориса Тарасова, — непревзойдённой способностью через осмысление конкретных явлений обыденной жизни "перерыть" в своих романах весь сложный комплекс социально-политических и нравственных вопросов текущего времени и одновременно увидеть в них непреходящее содержание".
     Достоевский отказался от идеи революционного преобразования общества, утверждая, что зло коренится в самом человеке, а, стало быть, все преобразования следует начинать каждому с себя, с преодоления собственной низменной природы. Люди одновременно носители и жертвы зла. Уничтожив зло в себе, можно спастись самому и спасти других. Путь к уничтожению зла Достоевский видел не в науке и не в образовании. За внешним лоском, за культурой обхождения человек способен лишь скрыть низменные влечения своей натуры, но не измениться коренным образом.
     Постоянное трезвение, наблюдение за собой с целью искоренения пороков, гнездящихся в сердце — это тяжкий труд, но, уклонившись от него, человек непременно подпадает под ярмо собственного эгоизма, который заставит искать удовольствий и стремиться к самовозвышению. А на этом пути — пути столкновения интересов — человек вынужденно станет злым: "Свету ли провалиться, — восклицает герой "Записок из подполья", — или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".
     Всемирного братства можно достичь только через "совершенно сознательное и никем не принуждённое самопожертвование всего себя в пользу всех". Идеал самопожертвования Достоевский считал наиболее близким по духу русскому народу, историческая миссия которого, по мнению писателя, заключается именно в том, чтобы способствовать скорейшему всечеловеческому единению.
     Ради прекрасных и высоких идеалов пусть каждый возделывает собственную душу, как поле, отделяя пшеницу от плевел. И тогда, исчезнув из отдельного сердца, зло исчезнет из мира.
     И в этом Достоевский не видел ничего невозможного.