Олег Зайцев __ «В СЕНТЯБРЬСКОМ КРУГЕ» ПОЭЗИИ
Московский литератор
 Номер 23, декабрь, 2010 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Олег Зайцев
«В СЕНТЯБРЬСКОМ КРУГЕ» ПОЭЗИИ

     
     Александр РАТКЕВИЧ, "В сентябрьском круге". — Минск, "Литературный свет", 2010.
     ВОСЬМОЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ СБОРНИк Александра Раткевича "В сентябрьском круге", изданный "Литературным светом" в сентябре этого года, являет собой продолжение когда-то начатого поэтом творческого "годового" цикла.
     Стремясь если и не сохранить стиль, то хотя бы дух циклической стихотворной эпопеи, поэт остаётся верен своим основным темам творчества — это любовь, пейзажная лирика и литературное ремесло. Обращая внимание на стиль поэзии А. Раткевича, невольно замечаешь, как сквозь лирические монологи автора просматривается его личностное восприятие окружающего мира, его персональная философия жизни и уклада, его творческое кредо и гражданская позиция. Поэт чаще всего и не скрывает своего пренебрежения к бренности бытия и суете окружающих его людей, к их приземлённости, мещанству.
     Сам, чаще всего далёкий от бытовых перипетий, от рутинных проблем, от меркантильных соблазнов, А. Раткевич стремится в своей поэзии подчеркнуть и довести до читателя одну простую мысль: всё в мире скоротечно, всё прах и тлен, и только поэзия живёт вечно, она и есть идеал человеческого существования.
     Стихам автора, помещённым в сборнике "В сентябрьском круге", присущи острота, чёткость, чеканность рифмы, обилие окказионализмов ("вдогонь", "скользонув", "нутрецо", "сюрпризней", "жизню", "благосмысл", "раздробя", "золотень", "предосенье", "моложавится", "капризина", "нечер", "сыроеж" и т.д.), завершённость внутренней композиции. Очень часто и к месту в книге можно встретить сочные метафоры, не чужды автору и гиперболы. "Гербарий смерти", "нектар полей", "тля пресыщенья", "створка неба", "атом порока"… — эти и многие другие поэтические словосочетания, применяемые А. Раткевичем, свидетельствуют о нестандартности мышления поэта, о его неординарности, о его литературной "незашоренности" и своеобразном лексическом эстетизме. Взращённый на поэзии великих русских классиков С. Есенина и Н. Рубцова, автор чужд брутальности, напротив, в его стихах сплошь и рядом встречаются уменьшительно-ласкательные слова и термины "тельце", "ножик", "комнатенке", "душенька", "подруженька", "пупок", "личико", "лучик", "поговорочка", "уборочка", "дорожка"…, которые только подчеркивают душевную искренность и поэтическую ранимость А. Раткевича, доверительность его общения с читателем. Да, иногда в его поэтических творениях проскальзывают и грубость, и эпатажность, и вульгаризмы, но автор, словно извиняясь, спешит возвратить читателя к столь привычному для него, писателя, образам и терминам. Множество удачных творческих находок А. Раткевича делают его сборник интересным, увлекательным и не лишенным сакраментальности, что вполне вписывается в пропагандируемое поэтом литературное направление катарсизм.
     Предисловие к изданию написал доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Евгений Зачевский. И это, несомненно, характеризует автора, как зрелого мастера пера, у которого за плечами лауреатство не в одном из международных литературных конкурсов.
     Думается, книга поэзии "В сентябрьском круге" оставит заметный след в памяти читателя, а также в истории белорусской и русской, учитывая язык сборника, литератур.